Карта Балкан

Ср04242024

Вы здесь: Сербия / Сеница Редакция Помоги делом Косовская молодёжь вновь в России

Косовская молодёжь вновь в России

Косовские дети в РоссииПришло время рассказать о приезде в Россию очередной – четвертой – группы косовской молодежи.

На этот раз из Штрпце, южного анклава Косова, приезжало двенадцать человек: одиннадцать старших школьников, от 14 до 17 лет, и руководитель – Звонко Михайлович, несколько лет проработавший градоначальником Штрпце. Еще мы пригласили Сандру Добрич из Косовской Миртровицы. Сандра работает там в промышленной палате и ведет активную общественную работу, помогая нуждающимся в глухих уголках Косова. Именно благодаря этому мы с ней и познакомились.

Группа детей из Косово в Москве

Гостей, как и раньше, сопровождала Наталья Коцев из Белграда, которая в свою очередь очень много делает для организации таких поездок (заказ и покупка авиабилетов, помощь с паспортами, организация ночевки и транспорта в Белграде и т.д.) Мало того, она живет с детьми в хостеле, организует их жизнь там, назначает дежурных для готовки завтраков и покупки продуктов и мн.др. Во время экскурсий или встреч работает как переводчик. Я уже не представляю, как справилась бы без нее!

Поездка прошла очень хорошо. Впервые за все четыре года нам повезло с погодой. Мы ни разу не попали под дождь, наоборот, по большей части погода была солнечная.

Косовские дети отправляются на Марс

Остановились на этот раз в хостеле «Петр I» у метро Партизанская. В целом было неплохо, хотя там жило достаточно много людей помимо нас, с которыми приходилось делить кухню. Конечно, наши все равно составляли столы и могли весело посидеть вечером, но посторонние часто заходили, что вполне естественно. У нас были четыре 4-местных комнаты на 14 человек, в каждой санузел и душ, так что дети не жаловались. Да и к метро они быстро привыкли. Доехать до Кремля (до пл.Революции) можно было очень быстро, так что оторванными они себя не чувствовали. Конечно, так гулять по центру вечером, как это делали наши прежние гости, уже не получалось.

За неполные 10 дней нам удалось показать гостям многие интересные места Москвы, Переславля-Залесского, Сергиева Посада и Долгопрудного. В Москве была экскурсия по городу, была долгая прогулка по Красной площади и Александровскому саду, была экскурсия в Кремль, за что огромное спасибо Марине Филипповой! Большое впечатление произвел на них храм Христа Спасителя. Из музеев мы видели Третьяковскую галерею и музей Космонавтики – тоже с экскурсиями.

У Третьяковской галереи

Как и раньше, мы зашли в Фонд единства православных народов. Благодаря тому, что Наталья Коцев работает в этом фонде (возглавляет его сербское отделение), у нас сложились хорошие отношения с его президентом, г-ном Алексеевым. Он побеседовал с нами, мы обменялись подарками, после чего нас, как всегда, покормили обедом в столовой.

Очень душевно прошла встреча в храме Тихвинской иконы Божией матери напротив ВДНХ. Ребятам показали этот красивейший храм и его святыни, а потом угостили прекрасным обедом. Искренняя благодарность о. Алексею, а также Тане Г. и другим активистам из молодежи.

Вот с посольством Сербии в этот раз почему-то не сложилось. Мы созванивались, планировали встречу, но время они так и не выбрали. Впрочем, при их занятости это не удивительно.

Много было общения с русскими людьми, что по моему мнению тоже исключительно важно. Несмотря на удаленность от центра, в хостел приезжали Лена Ф. и Лена Р., Олег М., Антон С., Мария К., Филипп К., что очень радовало детей. Тем более, что многие из сербов учили русский и понимали его, кто лучше, кто хуже.

Питание утром и вечером было организовано как обычно, в хостеле. Готовили дежурные. Рядом был магазин «Перекресток», куда дети ходили уже совершенно свободно, даже и без взрослых. Попробовали пельмени, разные другие блюда нашей кухни. Отдельное спасибо Лене Ф. за помощь в закупке продуктов на первый вечер! Ну а обеды бывали у нас в самых разных местах. Им понравилось и в «Граблях» на Киевской, и в «Му-му».

Один вечер мы провели в гостеприимном сербском ресторане «Оптимист», где нас ждал бесплатный ужин (спасибо хозяину Радомиру Краиновичу). Это совсем недалеко от Белорусской метро, на 3-й улице Ямского поля. Проект «Помоги делом» уже не первый раз обращается туда в связи с нашей деятельностью и всегда нам идут навстречу! Ну и вообще мы любим этот ресторан за прекрасную кухню (при умеренных ценах) и доброжелательную атмосферу.

Но это я все пишу о Москве, а ведь Москвой дело не ограничилось. Лучшим моментом всего путешествия многие сербы назвали поездку в город Долгопрудный, где мы побывали в детском саду «Лукоморье», в Школе театральных искусств «Семья» и в храме Казанской иконы Богоматери. В детском саду их покорило выступление малышей, певших и читавших стихи, у некоторых даже слезы навернулись. Надо отметить, что к нам приезжает молодежь из небольших городков и сел, где жизнь достаточно патриархальная, поэтому любовь к детям у них очень ярко выражена. Они брали детишек на руки, фотографировались с ними, разговаривали, еле оторвались! Потом там же прошел мастер-класс по дымковской росписи. Все с удовольствием расписывали заранее приготовленные гипсовые рельефы, которые после просушки взяли на память. Еще лучше было в «Семье», где гостей после угощения вовлекли в веселые игры и пляски. Сколько было смеха, шуток, какой азарт! Это действительно никогда не забудется! Хочется выразить особую благодарность предпринимателю О. Февралеву, который по доброй традиции опять обеспечил нас транспортом на целый день.

В Долгопрудном

Кстати, в тот день сербских детей ожидал еще один сюрприз – в «Семью» приехал весьма известный в Сербии молодой певец Душан Свилар. Он спел несколько песен, пообщался и сфотографировался с ребятами, чем очень их порадовал. Оценили его выступление и русские слушатели.

Достойным завершением пребывания в России стало для сербов знакомство с Переславлем-Залесским и Сергиевым Посадом. Два полных дня провели мы в Переславле, за что отдельно хочется поблагодарить замечательную женщину, возглавляющую городской Красный крест, Нину Александровну Клекову. Ее усилиями мы уже не первый раз имеем там бесплатное жилье, питание и транспорт. Надо сказать, что после хостела ребята были в восторге от гостиницы, где нас разместили в номерах люкс.

Трудно даже просто перечислись все то, что мы видели в Переславле. Прием в мэрии, центральная площадь города с памятником Александру Невскому и храмами, музей утюга, музей Александра Невского, музей хитрости и смекалки. Мы гуляли по окрестностям Плещеева озера, наслаждаясь красотами золотой осени, зашли посмотреть Ботик Петра. Были в Федоровском и Никитском монастырях. Но дети есть дети – больше всего им понравился вечер в местной гимназии, где их встречали хлебом-солью и в их честь даже устроили концерт. Потом, после чая с пирожными, русские и сербы не хотели расставаться, и переславские гимназисты еще долго гуляли с новыми друзьями, показывая им интересные уголки своего города. Поскольку сербские школьники лишены были малейшей зажатости и стеснительности, то шли на общение очень легко, обстановка была самая непринужденная.

В Переславле

По дороге в Москву мы заехали в Сергиев Посад. Осмотрели Лавру. Отремонтированная к юбилею Сергия Радонежского, она была еще прекраснее, чем обычно. К мощам преподобного стояла большая очередь, но нас провели вперед. Затем мы спустились в придел к остальным мощам. Хозяева хотели показать гостям из Косова все самое лучшее! За экскурсию от всей души хочется поблагодарить Елену Борисовну Кузнецову!

Это был последний день перед возвращением. Вечером в хостел к большой радости детей приехали наши московские друзья, так что прощальный вечер удался. Ребята уже вполне освоились и, возможно, несколько утомились от обилия впечатлений, но все были страшно довольны. По их словам, они особенно оценили то, с какой теплотой и душевностью их встречали, не говоря о постоянном угощении и подарках. Они как-то не ожидали этого и были просто поражены. Уезжать было, конечно, грустно, но утешало ощущение, что путешествие прошло удачно.

Дети из Штрпце в России

Поскольку такой приезд – мероприятие весьма дорогостоящее, необходимо в завершение рассказа упомянуть нашего бессменного спонсора – московского бизнесмена Н. Янковича. Если бы не его вклад, то ни одна из четырех поездок не состоялась бы.

Ну и конечно, я хочу особо поблагодарить тех, кто вообще участвует в деятельности проекта «Помоги делом», кто присылал и присылает денежные взносы, из которых потом складываются вполне значимые суммы, позволяющие помочь людям, живущим в трудной ситуации. Вы делаете действительно нужное дело! Низкий вам поклон!

А на следующий год хотелось бы иметь возможность принять еще одну группу.