Карта Балкан
Карта Балкан

Вс10222017

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Творческий феномен Марины Абрамович

Творческий феномен Марины Абрамович

Никола ПешичНикола Пешич, автор книги «Оккультизм в творчестве Марины Абрамович» ответил на вопросы нашего корреспондента.

С именем Марины Абрамович всегда было связано много споров и неоднозначных суждений. Причем, как противники, так и сторонники ее творчества зачастую не могут прийти к единому мнению о том, что определило ее творческий путь и какой из этапов ее жизни можно считать наиболее продуктивным.

Поэтому мы решили разобраться в ситуации, обратившись к эксперту – Николе Пешичу, автору книги «Оккультизм в творчестве Марины Абрамович». Вот уже месяц сербские читатели могут видеть это издание в главных книжных магазинах Сербии.

Никола Пешич

Лично для меня это интервью было интересно еще и тем, что как-то давно я пыталась проследить связь между шаманизмом в «Черном квадрате» Малевича и языческими верованиями древних славян в очерках Василия Кандинского. Однозначного ответа я так и не нашла, но сама тема эзотеризма, проходящая красной нитью по всему авангардному искусству, отложилась в моей голове по сей день.

Для Николы работа над книгой началось с его академического увлечения эзотеризмом как таковым, что является довольно новым течением в науке. Это положило старт его исследованию о связи между оккультом и современным искусством. Он считает, что Марина – самый лучший репрезент той самой связи.

- При этом я не могу сказать, что это мой любимый художник, но мы должны ценить сербских мастеров, которые получили всемирное признание.

Конечно, я не могла не задать вопрос, который слишком часто витает в воздухе, чтобы его игнорировать. Почему Музей современного искусства Воеводины (г. Нови Сад) заплатил так много за работу Марины, хотя те же самые деньги в том самом количестве могли быть потрачены, к примеру, на благотворительность?

- Потому что это решается абсолютно разными институтами. Если музей хочет купить картину, то он купит ту, которую считает достойной. Это не имеет никакого отношения к личности художника.

Многие считают, что в перформансах Марины слишком много крови, боли и насилия, и она, будучи сербкой, представляет свою страну не в лучшем свете; чего нельзя сказать, к примеру, об Эмире Кустурице.

- Почему же, Кустурица делает абсолютно то же самое. Благодаря ему все думают, что в Сербии живут только беззаботные цыгане. По-моему, Эмир показывает свою страну в гораздо худшем свете, чем Марина. Но при этом они занимаются одним и тем же – зарабатывают деньги на стереотипах о Сербии, распространенных на Западе. Они просто дают Западу то, что тот хочет видеть. Нельзя сказать, что у нас нет цыган, или, что югославский художник не имел возможности выставлять себя в тоталитарном режиме. Это было, но вещи не делятся только на черное и белое.

Творческий феномен Марины Абрамович

Говоря о западноевропейском восприятии, нельзя не упомянуть, что многие австрийские критики считают, что Марина Абрамович – всего лишь «дитя» Германа Нитча, последователь его «Театра Оргий и Мистерий». Некоторые считают, что после перформанса с вырезанной на теле пентаграммой она стилистически никуда не продвинулась дальше «Театра».

- Нитч - один из основателей венского акционизма, который художественно преобразовывал все, что касается псевдорелигии, начиная от показных ритуалов и заканчивая, к примеру, распятием на кресте. И действительно, всего пару месяцев перед перфомансом Марины, где она «распяла» себя на кресте изо льда, художница принимала участие в представлениях Нитча. Далее была показана вырезанная пентаграмма на ее животе, и, шаг за шагом, прочие телесные повреждения, поэтому все же можно сказать, что влияние проявляется очень явно. Но были еще и другие художники, повлиявшие на этот перформанс Марины (например, Джина Пане). В искусстве все взаимосвязано, и одно всегда происходит от другого. Но всегда после старта есть движение дальше, если мы говорим о настоящих художниках.

Творческий феномен Марины Абрамович


Хотелось узнать, какие вехи в творчестве Марины Никола считает самыми значимыми. В отличие от большинства критиков, автор книги утверждает, что самые искренние ее перформансы – это выступления последних лет, где в ее творческий мир пришел нью-эйдж. Она представляет философию нью-эйджа в мир современного искусства, соединяя это в одно целое. И это ее право – смешивать искусство с эзотеризмом.

Многих зрителей, далеких от мира искусства, по-настоящему возмутил фильм «Балканский эротический эпос», где Марина показывает те или иные обряды Балкан, связанные с народными верованиями. Люди говорили просто: «Я – серб, и я так не делаю». Есть ли какое-нибудь пояснение для них в частности? Или этот фильм существует только для культурной «элиты», умеющей читать символы?

- Не существует существенных доказательств, что люди поступают именно так, как показано в фильме. Но Марина Абрамович преобразовывает народные обряды, согласно своему художественному видению. Она художник, а не ученый, и у нее нет задачи задокументировать очевидное. Но она отвечает за вопросы Запада о балканских стереотипах – на этой земле преобладает агрессия и секс. И, в некоторых аспектах, с этим сложно не согласиться. С другой стороны, я искреннее убежден, что она изрядно над всем этим потешается.

Как бы то ни было, нельзя отрицать тот факт, что Марина Абрамович – одна из самых знаменитых сербских художниц, достигших всемирной известности. Время покажет, куда приведут ее эксперименты и эзотерические практики, но сейчас можно сказать одно – Марина является одним из лучших представителей современного искусства, соединяющего в своем творчестве эзотеризм с экспериментами в области перформанса.

Фото: Софья Ечина | kickasstrips.com | li-ma.nl