Карта Балкан
Карта Балкан

Сб05182024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы История Все полеты Михаило Мерчепа

Все полеты Михаило Мерчепа

Первый сербский самолет

mercep4

Все началось с велосипеда,  которым Михаило Мерчеп рано заинтересовался и участвовал в нескольких международных велосипедных гонках. Останется запомнившимся его  необычное начинание: на 29 году жизни (в 1893 году) он отправился на велосипеде в Америку, где, судя по всему, и проявился его интерес к полетам. 

mercep1

Савва Микич в первой объемной «Истории югославского воздухоплавания», выпущенной в 1993 году, пишет, что после возвращения из Америки (в 1897 году),Мерчеп с воодушевлением следил за развитием  авиации и понятно что он, как разносторонний спортсмен, знакомый со  всеми видами транспорта, кинулся в объятия авиации. Он владел богатой литературой, достаточно хорошо знал виды тогдашних двигателей и профессионально разбирался в том, как они работают. При этом, следя за развитием авиации, он ознакомился со всеми деталями уже созданных самолетов.  Сам  Мерчеп  начал  работать над созданием самолета в 1909 году, что говорит о том, что он был одним из первых славян-авиаконструкторов. 

Работа с братьями Русъян

В мир авиации Михаило Мерчеп официально вошел в середине 1910 года, после встречи с тогда уже опытными конструкторами и строителями самолетов братьями Эдвардом и Йошко Русъян из Словенска-Горицы. Эдвард Русъян был первым пилотом в  Центральной Европе, совершившим полет на самолете собственной конструкции еще в ноябре 1909 года. Во время первого посещения Словенска-Горицы Мерчеп предложил продолжить работу совместно, на что браться Русъян с радостью согласились и переселились в Загреб. 

Первым заданием было приобрести в Париже соответствующий авиадвигатель, выбор пал на «гнома», 50 КС (37кВт), и посмотреть что нового в этой области есть в мировом центре авиации.  Сразу после возвращения была начата постройка моноплана типа «Мерчеп-Русъян».  Конструкторы сделали проект самолета, приспособленный к новому мотору и пропеллеру марки «Интеграл», приобрели все остальные материалы и взялись за постройку.  В то же время они построили и собственный ангар,  в котором была завершена сборка самолета.

Первые пробные полеты были успешно проведены в середине ноября, в то время как первый публичный полет  был сделан на второй день после Рождества (27 декабря). Решением Мерчепа было сделать публичный полет и в Белграде  через 14 дней после этого, на православное Рождество. Во время этого полета, 9 января 1911 года по новому стилю, Эдвард Русъян погиб. При приземлении сильный ветер сломал крыло самолета, упавшего на стену Калемегданской крепости со стороны реки Савы

.mercep2

Победа в Будапеште 

Вернувшись в Загреб, Мерчеп продолжил начатую работу, теперь с помощью Йошко Русъяна, и начал разработку своего нового самолета. Этот самолет значительно отличался от того, на котором летал и погиб Эдвард Русъян. Самолет был сделан в конце лета 1911 года, а в ноябре того же года был успешно проведен пробный полет.  

Первым пилотом, летевшим на новом самолете, был Драгутин Новак, подготовивший в июле 1912 года публичный полет в Загребе и перед огромной массой людей показавший возможности самолета и собственное умение и смелость в пилотировании.

В том же году Мерчеп построил еще один, совсем новый тип самолета, который был меньше, чем предыдущий, такой же массы, но более массивный и простой, а с эстетической точки зрения намного более совершенный. В августе 1912 года, на Втором венгерском авиационном митинге в Будапеште, самолет Мерчепа, точнее пилот Драгутин Новак, получил первое место в соревновании с пятнадцатью другими самолетами.

В начале 1914 года Мерчеп завершил свой самый лучший и последний  самолет, который более совершенным, чем все построенные до него . Однако Первая мировая война, начавшаяся нападением Австро-Венгерской империи на Сербию, прекратила его работу.

Полет в Банице

С именем Мерчепа связано и одно интересное событие, которое в то же время является важным историческим фактом, а именно доставка первого самолета в Сербию. Все началось с группы молодых белградцев, во главе с Драгишей Стоядиновичем, которые заказали у Мерчепа самолет типа «Блерио»,  доставленный в мае 1912 года. 

Мерчеп лично подготовил самолет и привел пилота и двух помощников по сборке аэроплана. Сборка длилась два дня, а третий день был выделен для пробного полета и передачи самолета. 

В тот день в Банице, где был назначен полет, собралась толпа народа. Здесь был и кинооператор, желавший увековечить это событие. Однако быстро стало ясно что любопытным людям предстоит крупное разочарование. Пилот  отказался лететь, так как условия были неподходящими.

И пока люди пытались  убедиться,  хочет ли кто-то полететь и кто именно, самолет был вывезен из ангара и время от время включали двигатель. Присутствующие зрители  должны были держать колеса и хвост самолета, чтобы он не взлетел.

mercep3

После небольших препирательств в самолет поднялся Драгиша Стоядинович и отдал распоряжение о том, чтобы включили двигатель. И только когда он сел за штурвал, то сообщил Мерчепу: «Я полечу, если другие не хотят». Мерчеп и его пилот что-то кричали Стоядиновичу, пробовали ему объяснить... Посреди этого гула и гвалта кто-то дал знак, чтобы аэроплан отпустили, и он понесся через поляну огромными прыжками, уносясь влево и вправо.

Позднее Стоядинович так описал это событие: «Когда я увидел, что не могу упросить Мерчепа и его пилота, чтобы они летели, то рассердился и решил сам попробовать полететь, и будь что будет. Мне было жалко тех людей, которые пришли зря и я хотел посмотреть, что купил, потому что и условия были такие. Поэтому я поднялся в аппарат и сказал Мерчепу, что полечу. Он начал мне объяснять, что это не простая вещь, что самолет сделан так, что сразу взлетает на тридцать метров вверх, что не нужно играться и т.д. Конечно меня было тяжело переубедить и я ему сказал, чтобы он не боялся, так как я только попробую.» 

И, молодой господин Стоядинович попробовал. Вероятно ему никогда не стало ясно, как он полетел, как избегнул удара о поставленные трибуны, и как,  в конце концов «приземлился» в ближайшем ручье. К счастью, без жертв. Но самолет больше не был пригоден для полетов. Он был оставлен в ангаре на Банице, где и был уничтожен во время Балканской войны, которая началась в том же году.

Автор: Йово Симишич,

«Политикин забавник», № 3097

17 июня 2011 года

перевод - Эмиль Сагинтаев