Карта Балкан
Карта Балкан

Чт04252024

Вы здесь: Сербия / Сеница Балканы Балканы Босния Положение христиан в Боснии и Герцеговине во время турецкого ига

Положение христиан в Боснии и Герцеговине во время турецкого ига

Христиане во время турецкого игаИз отчета МИД России о бедственном положении христианского населения Боснии и Герцеговины и его выступлениях против властей.
Не ранее 1 января 1861 г.*
Босния. Герцеговина и Албания
Положение христианского населения в Боснии и Герцеговине сделалось в 1860 г, еще несравненно тягостнее, чем прежде, и довело его до совершенного отчаяния. В 1859 г. в этих областях был страшный неурожай, вследствие которого в течение всей зимы несчастные христиане во многих местах питались древесною корою, умирали с голоду и целыми толпами бежали в Австрию, где пограничные начальства подвергали их значительным притеснениям. Бедствия эти возбудили в России частную благотворительность, и значительные суммы досланы были из нашего отечества для вспомоществования страждущим единоверцам1. Вашему императорскому величеству благоугодно было пожертвовать 15 000 руб. на это человеколюбивое дело. Из Одессы доставлено было в Боснию значительное количество хлеба и роздано наиболее нуждающимся. Бедствие голода и сопряженные с ним страдания, естественно, усилили в стране неудовольствия христианского населения, тем более, что турки-землевладельцы пользовались отчаянным положением христиан для всевозможных притеснений. В продолжение всего истекшего года не прекращались в Боснии волнения и частые попытки восстания. Боснийские выходцы, перешедшие в Сербию, образовали там четы (вооруженные отряды), которые беспрестанно в разных местах переходили чрез турецкую границу и увлекали за собою толпы местных жителей. Турецким войскам удавалось подавлять эти возмущения, производившиеся без плана и без общей связи, но тем не менее эти четы распространяли беспокойство в стране и усиливали в христианах надежду освободиться от невыносимого ига. Местные жители — мусульмане, принадлежащие к славянскому племени, начинают также чувствовать тягость турецкого управления, несмотря на то, что Порта в последнее время сделала им значительную уступку, избрав из их среды мудиров (окружных начальников) и заменив ими турецких чиновников, занимавших дотоле эти должности. Сам генерал-губернатор Боснии Осман-паша, природный славянин-мусульманин; жители края надеялись, что он лучше своих предшественников вникнет них нужды и облегчит их участь, но он заслужил всеобщую ненависть своею жестокостью и своим фанатизмом в отношении к христианам.
В Боснии ожидали прибытия великого визиря Киприсли-паши для исследования состояния края. Визирь, однако, не посетил этой области, а на его место прислан был из Константинополя мушир Измаил-паша, который учредил в Сараеве следственную комиссию, а сам в то же время заодно с боснийскими властями принял деятельные меры для воспрепятствования христианам предъявлять этой комиссии свои жалобы и вынудил у них подписание документа, свидетельствующего, что они вполне довольны настоящим своим положением.
Еще печальнее и тревожнее состояние Герцеговины.. Восстания христианских племен не прекращаются там с 1858 г. Летом 1860 г. оно вспыхнуло с новою силою в Гатчанском округе вследствие жестокостей, произведенных властями. Турецкие войска, посланные для усмирения жителей, позволяли себе самые бесчеловечные поступки, следствием которых было то, что и сопредельные с Гацком края Герцеговины вооружились. Начальник войск в Герцеговине Дервиш-паша пытался усмирить восстание и пригласил к себе предводителей христиан для переговоров, но потом вероломно схватил их и посадил в тюрьму. Вследствие того христиане решились не полагаться ни на какие уступки, обещаемые им турками, и защищаться до последней крайности. Восстание юго-восточной части Герцеговины продолжается и принимает все большие и большие размеры, образуются целые партии под начальством вождей, известных в краю своею отвагою, как-то: Луки Вукаловича, попа Богдана Зимонича и др.., которые не раз вступали в открытый бой с турецкими и регулярными войсками и до сих пор большею частик» одерживали верх над ними. Все попытки турецкое правительства подавить восстания остаются бесплодными.
Консул наш в Мостаре приобрел в стране значительное влияние и старался по возможности умерять бедствия наших единоверцев. По его настоянию отправлена была в Гацко комиссия из турок и христиан для, производства следствия над осквернением православных церквей, сделанным там турецкими войсками. Ему же обязаны христиане, что в главном городе Герцеговины Мостаре начали принимать их свидетельство в суде.
По случаю кончины герцеговинского митрополита Григория тамошние жители предложили патриархату кандидатом на его место герцеговинского уроженца архимандрита Иоанникия Памучину. Патриархат не назначил туда другого архиерия, и таким образом в этой области Турции управление церковью перешло в руки природного славянина [... . .] **


* Датируется концом отчетного периода.
** Опущен текст о положении христианского населения в Албании.

1 В России пожертвования в пользу школ, церквей и монастырей Боснии и Герцеговины, а также денежные сборы в фонд вспомоществования беднейшим жителям провинции делались представителями различных слоев населения, в том числе крестьянами, купцами, мещанами, священниками, равно как и лицами, пожелавшими остаться неизвестными.
Сеница.Ру