Карта Балкан
Карта Балкан

Пт03292024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Любимые ангелов

Любимые ангелов

Степан Колесников"Даже самая маленькая травинка не может вырасти...просто так, без последствий"
Милорад Павич

В 20-е годы русские художники-эмигранты приехали в Югославию уже сложившимися самодостаточными мастерами. Они достаточно легко вписались в художественную жизнь Югославии тех лет.

Но надо сказать, что русские мастера с их реалистическим письмом, характерным для отечественной живописи конца 19 века, и слегка тронутым модернизмом начала 20 века, не оказали большого влияние на сербскую художественную среду, где тогда доминировала «парижская школа». Сербское искусство того времени в полной мере ощущало на себе влияние импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, футуризма и сюрреализма.

Одним из русских художников, вынужденных покинуть Россию, был Степан Колесников. Он закончил Академию художеств в Петербурге. Был известным и успешным художником, но случилась революция.

«Не знаю, известно ли тебе, что леса переселяются? Стоит им сняться с места, и они начинают медленное и долгое движение в поисках места получше. Охотнее всего они отправляются в путь осенью... Как птицы. Или как человек...» М.Павич

Колесников любил писать пейзажи с красивыми романтическими деревьями покрытыми золотом листьев или белоснежным инеем. Во время переезда в 1919 году из России, московская часть его работ была отправлена через Варшаву в Югославию. В пути она потерялась, не осталось никаких следов, кроме списка картин. Другая часть его русского наследия находилась в деревне Андреевка - это его дача рядом с Одессой. С началом первой мировой войны художник покинул мастерскую и оставил в ней все картины. Говорят, что пришли солдаты с телегами и все вывезли. Существует список этих работ, но ни одна из этих картин ни разу нигде не появилась. Скорее всего, коллекция была утеряна во время революции. Его русское наследие почти не сохранилось.

Дом Колесникова в Белграде

Работа Колесникова

Дом Колесникова в Белграде

С 1920 года Степан Колесников постоянно проживал в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д.81). Большинство его работ сегодня находится в Сербии, где художник жил и работал с 1919 до 1955 года. На картинах опять деревья (говорите, весной в этих ветвях запутывается солнце?), воспоминания о родине, горы Югославии. Талант художника высоко оценен в Сербии. Ему присвоено звание академика живописи. Он преподает в Академии художеств.

Колесников был принят при дворе короля сербов, хорватов и словенцев Александра I. Выполнял заказы двора. Руководил реставрацией картин и отделкой многих средневековых монастырей. За что получил от Его Величества орден «Св. Савы». Его работы были очень успешны на выставках в Европе, в Париже, Брюсселе, в Лондоне. Но не все в жизни художника сложилось удачно.

В 1938 году умирает жена. Во время войны был немцами арестован сын Федор. Вскоре после освобождения он покончил с собой. Дочь Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с немцами из Белграда. Грандиозная роспись плафона в Народном театре, которую он делал, в 50-е годы, еще при жизни художника, была закрашена масляной краской.

Безоговорочно в доброту окружающего мира не верят даже дети...

Работа Колесникова

Работа Колесникова

Работа Колесникова

Похоронен Колесников в мае 1955 года на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

У детей эмигрантов жизнь сложилась не так трагично.

Оля Иваницки

Выдающийся деятель искусства Сербии Ольга Васильевна Иваницкая, известная во всем мире как художник Оля Иваницки (1931-2009) родилась в Панчево (Югославия), в семье русских эмигрантов Василия Иваницкого и Вероники Пиотровской. Закончила в 1955 году Академию художеств в Белграде. Скульптор по образованию, и очень талантливый, по мнению ее коллег, Оля Иваницки посвятила себя живописи. Получила грант от Фонда Форда для изучения искусства в Соединенных Штатах. По программе Фулбрайта была в резиденции Художников на Род-Айленде в школе дизайна.

В конце 1950-х и начале 1960-х, молодая и красивая художница Оля Иваницки, одетая в черно-белые мотивы поп-арта, пленяла людей там, где она появлялась. Она по-прежнему интересна и полвека спустя, хотя многие люди считают ее стиль слишком эксцентричным. Оля Иваницки - ренессансная и эпатажная личность современной эпохи: скульптор, художник, поэт, художник по костюмам, футуролог, дизайнер, постоянный участник того, что называется общественно-культурной жизнью Белграда.


Оля Иваницки

Оля Иваницки

Даже имя свое в уменьшительной (на русский манер) конструкции она использует как своеобразный творческий «бренд», который давно уже стал маркой и знаком подлинно высокого искусства, которому она служила всю свою жизнь.

Она завещала создать музей с именем «ОЛЯ» в ее доме-студии, который расположен на Kosancicev Venac, в той части города Белграда, откуда открывается прекрасный вид на место, где река Сава впадает в Дунай.

Горан Петрович: «Никогда еще... не видел квартиры, так странно обставленной. В прихожей стояла ваза, наполненная десятками наименований фруктов. Возле телефона покоилось ДОБРОЕ УТРО. На полу вместо ковров и половиков было разлито слово ТЕПЛО. Картины были написаны названиями красок. Покрывала были сотканы из МЯГКОСТИ. Форточку затягивала СЕТКА, просеивавшая уличный шум. На столе лежали НАПЕРСТОК, НОЖНИЦЫ, рассыпанные звуки и недошитое платье, на этот раз из ЛИСТЬЕВ самых различных форм и оттенков».

Ее искусство было авангардным. Она рисовала на полотнах больших форматов множество мировых знаменитостей, странные ландшафты других галактик, ангелов, космонавтов, Леонардо да Винчи, Веласкеса и других великих людей, которые очаровали ее.

Она поддерживала молодых художников в Сербии.

Она была лауреатом многих национальных и международных премий. Она одна из основателей движения Mediala и автор 87 персональных выставок. В анкете, которая была недавно предложена югославской общественности, большинство опрошенных определились с выбором «Лучшего художника ХХ века». Таким художником стала Оля Иваницки.

Оля Иваницки

Оля Иваницки

Всемирное космическое агентство «NASA» вписало ее имя в капсулу, которую зонд доставил на поверхность Марса. Она была дважды удостоена международного звания "Женщина года" (Кембридж и Американского биографического института). Она входит в число 2000 ведущих интеллектуалов мира, среди «Выдающиеся лица 20 века» (МКБ Кембридж), и в «500 живых легенд 20 века» (ABI, США).

Она писатель, опубликовала книги стихов, эссе, переписку и т.д. Ее картины и скульптуры в многочисленных музейных и частных коллекциях по всему миру. Она любимая ангела и славянская богиня Мокошь в романе Лилианы Хабянович-Джурович.

Другая история, другая судьба - Джордже Prudnikoff, которому в 2009 году исполнилось 70 лет.

Рука Бога соединила сербскую женщину и русского мужчину, приехавшего в Сербию со своими родителями после Октябрьской революции. В апреле 1939 года в городе Ужице у них родился сын Джордже Прудников. В 1946 семья переехала в Белград. Джордже учится в Академии прикладных искусств. Во время учебы он был несколько раз награжден за работы по графическому дизайну.

В 1967 году он продолжил занятия дизайном в Вене. Один из его проектов даже выиграл "Оскара" для дизайна в Германии в 1969.

На Международном конкуре на новые идеи в дизайне мебели, он получил награду и три месяца стажировки в Италии. Во время стажировки и после он главным образом занят в области прикладного искусства, принимает участие в разработке проектов мебели и керамики для нескольких известных итальянских предприятий. Его работы отобраны для выставки Итальянского дизайна, которая пройдет во многих европейских столицах. Это было время, когда итальянский дизайн считали одним из лучших в мире.

Прудников встретил много интересных людей в Италии. Имя Prudnikoff и желание заняться живописью он привез оттуда.

Джордже Prudnikoff

Джордже Prudnikoff

В 1976 он возвращается в Белград. Художник-график и дизайнер с академическим образованием, но живописец по призванию, за десять лет Прудников очень ярко раскрыл свое необычное дарование и индивидуальность.

Он принимает участие в многочисленных выставках и в стране, и за границей.

На (из) темных таинственных фонах появляются лица и фигуры людей, они растворяются или возникают в потоках света. Как будто его искусство прибыло в наше время из семнадцатого столетия. Его тематически выразительные сюжеты, драматический темперамент и «сфумато1», передающее эффекты освещения в ателье, гладкое письмо, выверенная композиция и поток сентиментальности ведут нас назад к миру Караваджо, Джовани Батисты или Сальвадора Розы. Италия не прошла для него даром.

Джордже Prudnikoff

Джордже Prudnikoff

Метод Прудникова прост. В его картинах есть вездесущее мастерство. Рука мастера, которая знает точно, как смешать краски, дозирует их количество и плотность. Он, как будто, избегает всего, что дало бы повод говорить о его современности. Но истинная искренность автора не подвергается сомнению.

Он «иногда эпически велеречив, иногда лирически тих, время от времени - трагичен, чаще, чем нужно - патетичен...

Может завтра, когда потеплеет, когда солнце твердо усядется на престоле - все... испарится, уйдет как дым... А может, что-то и задержится. Как скромный знак того таинственного, что всегда близко, всегда с нами, того, что всегда на виду, а мы, часто не желаем этого видеть» (Горан Петрович).

Художник много пишет портретов известных людей: маршала Тито, оперную диву Ядранку Йованович, политиков, Милошевича, актеров, ученых, женские и детские портреты, пейзажи. Критики долго обходили своим вниманием живопись Прудникова, чувствуя его как причудливое и весьма необычное явление для Белградского искусства живописи. Кроме того, экстраординарные высокие цены его работ привлекали больше внимание публики, чем арт-критиков.

Джордже Prudnikoff

Джордже Prudnikoff

Однако, постмодернизм конца 20 века, совершенно спокойно позволил увидеть в холстах Прудникова не ретроградные тенденции, а возможность различного их прочтения и интерпретации. Тот, кто хотел видеть в этих работах искусство "анахронизма", мог посмотреть с другой стороны и объявить автора как «идущего впереди».

Живопись - единственное, что реально, даже больше реального, поскольку создает несколько реальностей.

В начале 21 века мир утратил детскую веру, и эффект "широко распахнутых глаз" все сложнее и сложнее постичь. Сегодня инструкцию на коробке со стиральным порошком люди читают куда внимательнее, чем, например, рассказ Чехова.

Близорукие используют очки, глухие - слуховой аппарат, инвалиды - протезы, а атрофированные или ампутированные чувства востанавливает искусство.

Светлана (kukuruza-a) Кузьмичева

 


1 Сфумато (итал. sfumato - затушёванный, буквально - исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки в целом), которое позволяет передать окутывающий их воздух.