Карта Балкан
Карта Балкан

Вт04232024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Скульптор Катарина Трипкович: Успех – это сама работа!

Скульптор Катарина Трипкович: Успех – это сама работа!

Скульптор Катарина Трипкович: Успех – это сама работа!Редакция портала «Senica.ru» взяла эксклюзивное интервью у Катарины Трипкович, автора памятников Милице Ракич, Тибору Церни и Милану Тепичу, ставших в Сербии народными.

Впервые редакция нашего портала познакомилась с Катариной на открытии памятника Милице Ракич, трехлетней девочке, погибшей в ходе бомбардировки НАТО, которая стала символов всех детских жертв агрессии альянса на Югославию. Памятник установлен в Ташмайданском парке в Белграде. У статуи маленькой Милицы всегда лежат букеты цветов. Уже тогда показалось немного странным, что такой смелый по своему идеологическому содержанию памятник был создан столь молодым скульптором-девушкой. Спустя несколько лет появились успевшие стать легендарными уже в день своего открытия памятники герою заставы Кошаре солдату Тибору Церне и героически погибшему, не изменив присяге, майору Милану Тепичу.  Именно на открытии памятника майору Тепичу мы обратились к Катарине с просьбой ответить на несколько наших вопросов. 

Сеница.ру и Катарина Трипкович

Посетив семейную мастерскую Трипкович «GOSI», мы удивились огромному числу наград и благодарственных писем, полученных Катариной за свою работу. Среди её достижений не только несколько памятников, установленных в Белграде и других городах Сербии, но и участие в многочисленных выставках и культурных проектах, дизайн наградных и отличительных знаков для нескольких стран балканского региона, спецзаказы от международных организаций и даже подарочная печать для Владимира Путина.

Катарина Трипкович

Катарина Трипкович

Скульптуры Катерины выставлены в нескольких музеях и галереях Сербии. В конце года скульптуры работы Трипкович станут составной частью проекта «Ясеновац – право на незабвение», который будет открыт в Израиле. А в начале 2018 года свои работы Катарина представит в Нью-Йорке на специальной выставке при ООН.

Мы попросили Катарину рассказать нам немного о себе, о работе и вдохновении для творчества.

Как вы решили стать скульптором? Почему именно эта, а не какая-нибудь другая профессия?

– С малых лет мне хотелось держать что-нибудь в руках, будь то кусочек еды или пластилин. Это было сильнее меня. Я делала различные фигурки из разных материалов, любила рисовать, наслаждалась каждым из тех дней, когда родители водили меня в какой-нибудь музей или галерею, как в Сербии, так и за границей.

Период обучения в средней школе у меня вовсе не был веселым. Я не любила математику, химию, физику… да, могу сказать, что и саму школу. Но я обожала уроки рисования.

Вместе с отцом я часто посещала скульпторскую мастерскую братьев Радович, которая находилась на моей улице. Я много раз задумывалась над тем, что хотела бы заниматься чем-то подобным, создавать прекрасные творения из глины, камня или бронзы, без разницы.

Когда я заканчивала седьмой класс, настало время готовиться к вступительным экзаменам в средне-специальную школу. Радости у меня не было никакой, т.к. один из предметов был математика, к которой необходимо было серьезно готовиться. Все мои мысли были постоянно прикованы к мастерской на моей улице, к мягкой глине и красивым изваяниям. Я все чаще представляла себя с карандашом и кисточкой в руках, но прежде всего – с глиной. Моя мечта не давала мне покоя, и я решила сообщить родителям, что хочу поступать в училище на дизайн.

Немного удивленные родители согласились с предложением скульптора Радовича, чтобы я походила дней десять в его мастерскую, для того чтобы понять, есть ли у меня склонность к творчеству или нет.

У меня было жгучее желание за эти десять дней показать все, что я могу, дать от себя максимум, т.к. оценка скульптора должна была быть положительной! По сему в чертеж, рисование и лепку я вкладывала всю себя, оставаясь в мастерской по десять, а то и двенадцать часов, при этом не замечая времени. В те часы ничего вокруг меня не существовало, я видела только свою глину или полотно. Я начала узнавать новый мир, мир искусства, где все дозволено и все можно. Пришел и тот день – решение и «приговор» скульптора Радовича. Тревога, а в тоже время и некоторая уверенность, плюс позитивное предчувствие, бурлили во мне. Все должно быть хорошо, потому что искусство – это то, что мне нравится, что я люблю, чего хочу.

ДА В ТЕБЕ СКРЫТ ХУДОЖНИК! Такими были слова скульптора.

На дизайн я поступила без проблем. Но этого мне было мало, и после третьего класса я поступила на Факультет прикладного искусства по направлению скульптура, будучи самой младшей в своей группе. И так началась моя творческая жизнь.

Катарина Трипкович. Кириллица

Существует мнение, что в Сербии сегодня тяжело быть художником. По экономическим причинам и в поисках признания многие талантливые люди уезжают из страны. Так ли это? Есть ли у Сербии потенциал для развития творческой сферы?

– Однозначно в Сербии гораздо сложнее профессионально заниматься творчеством, чем в какой-нибудь другой стране. Людей творческих профессий здесь уважают меньше, их трудом пренебрегают, ставят его на второй план. Я несколько раз сталкивалась с ситуацией, когда заказчик какого-нибудь проекта во время церемонии открытия памятника упоминается несколько раз, а я, как автор, - ни разу. Так было и 29 сентября этого года, когда открыли мой четвертый памятник, памятник майору Милану Тепичу. Меня, как автора, даже не вспомнили.

Финансовые условия действительно на незавидном уровне. Творчество – не дешевое занятие, особенно скульпторство. Значительное число прекрасных художников уезжает за границу из-за денег, но, думаю, что и по причине огромного желания, чтобы люди узнали о них и уважали их. В Сербии, как мне кажется, это идёт на последнем месте, а заграницей уважение художника и его труда – на первом.

Скульпторство – удовольствие само по себе, не важно в какой стране, но самые лучшие эмоции возникают, когда работаешь в своей стране и для своей страны. Однако, катастрофическим фактом (в Сербии) является неуважение к творчеству художника, а тем самым и самого художника.

Катарина Трипкович

Я считаю, что искусство очень важно в совершенствовании каждого индивидуума, и, думаю, что любая страна, в которой ценится искусство, является более развитой по сравнению с той, где его пускают по боку.

По моему мнению, в Сербии много невероятно талантливых людей искусства, от скульпторов до художников, актеров и т.д. Им нужно совсем малость, чтобы быть среди лучших. Необходимо вкладывать в искусство, потому что сильное искусство создает сильную страну.

Вы являетесь автором памятников Милице Ракич, Тибору Церне и Милану Тепичу – не обычная тематика, если могу так выразиться, для молодой девушки. Почему вы выбрали это непростое с политического, а в некотором роде и психологического, угла зрения направление в своем творчестве?

– Я всесторонний скульптор. Я занимаюсь свободной формой, анатомией и разными стилями. Я выполнила ряд идейных решений кубков и медалей для различных спортивных чемпионатов мирового, европейского и национального уровня. В моем списке: Европейское первенство по волейболу среди женщин 2011 года, Чемпионат Европы по греко-римской борьбе 2012 года, Кубок победителей Чемпионата мира по гандболу среди женщин 2013 года, Чемпионат Европы по водному поло 2016 года, а также позолоченный кубок и перстни для баскетбольной АБА Лиги, которые я делаю уже третий год подряд. Да и многие другие спортивные мероприятия. Поле моего творчества очень широко, и, думаю, я затронула каждую тему и от каждой из них получала одинаковое удовольствие.

Медали. Катарина Трипкович

В моих работах также легко читаются христианские и исторические мотивы. Это можно увидеть в моем памятнике пловцу за Богоявленским крестом на Земунской набережной, как и в моем идейном решении и скульптуре Миланского эдикта, которую я создала к 1700 годовщине признания христианства. Одним из направлений моей творческой аффирмации и вдохновения является именно национальная, сербская идентичность и высоко выраженный патриотический мотив.

РаботаРабота

Я выполнила несколько больших и очень значимых для меня самой проектов. Мой первый общественный памятник – это скульптура воздвигнутая в память о всех погибших детях в ходе агрессии НАТО на Югославию, в которой маленькая Милица Ракич взята как символ. Это и бюст молодому герою заставы Кошаре Тибору Церне, также как и памятник герою майору Милану Тепичу. Помимо этого я вхожу в состав команды мастеров, работающих над проектом «Ясеновац – право на незабвение», в котором восемнадцать моих скульптур демонстрируют страдания моего народа.

Я хочу исправить несправедливость и всем нашим жертвам вернуть каким-нибудь образом долг. Я не мастерица говорить, поэтому думаю, что сделать это я должна посредством того, что больше всего люблю и лучше всего делаю, – через скульптуру.

Думаю, что не я выбрала эти проекты, а некоторым образом они выбрали меня. Огромная честь делать нечто подобное, но, в то же время, и огромная ответственность. По этой причине, каждой теме я посвящаю себя детально: много читаю и исследую, чтобы наилучшим образом узнать ту или иную личность и период, и тем самым лучше и правильнее представить их через скульптуру. Это очень тяжелые темы, которые я очень тяжело переживаю, т.к. я очень эмоциональная личность. Но когда я вижу готовую скульптуру, понимаю, что каждая слеза того стоила, потому что тот образ через скульптуру останется вечным.

Вы планируете продолжить вашу серию памятников военной тематики? Ведь в сербской истории еще достаточно личностей, чья судьба и жизненный путь могли бы быть увековечены.

– Согласна! У нас много невероятных героев, которые отдали жизнь за то, чтобы мы жили свободно. Огромное число людей заслуживают того, чтобы мы говорили о них с гордостью, а не молчали о них десятилетиями. Мы должны их вспомнить, потому молчанием мы убиваем их снова. А памятники – прекрасный способ воздать им почести и благодарность.

У меня в планах разные проекты и памятник на будущее, на эту тему и другие. Надеюсь и на различные творческие конкурсы, посвященные нашим героям, в которых я всегда буду рада принять участие и надеюсь, что смогу реализовать свои идеи. Я всегда готова к такому виду сотрудничества. У меня есть огромное желание работать для своей страны и народа.

Катарина Трипкович. GOSI

Какой ваш самый большой успех?

– Успех? В свои 27 лет я многое считаю своим успехом. Успех – это заниматься в наше время тем, что ты любишь. Успех – это преуспевать в том, что ты больше всего любишь! Успех – это когда твоя работа украшает улицы или галереи какого-нибудь города твоей страны! Успех – это когда своей работой и произведениями ты пробуждаешь в людях любопытство, желание остановиться и посмотреть кому посвящён памятник, желание прочитать что-нибудь о об этой личности. Успех – это когда хотя бы один человек узнает и оценит твою работу! Успех – это даже критика твоих работ! Успех – это когда ты недоволен своей работой и знаешь, что можешь лучше! Успех – это сама работа!

Кирилл Борщев, Катарина Трипкович, Андоей Козлов

Фото: Senica.ru