Застава 101
- Подробности
- Опубликовано Понедельник, 24 Август 2009
- Автор: Acme
21 ноября 2008 года в городе Крагуеваце автозавод, который когда-то назывался «Црвена застава» (Красный флаг), позднее просто «Застава», официально прекратил свое существование, а вместе с тем, был прекращен и выпуск автомобилей моделей «Корал», «Скала» и «Флорида».
Первую из перечисленных моделей народ до последнего называл просто «Юго». Так ее называют еще с 1980 года, несмотря на то, что страны Югославии давно нет. Тем более, нет той Югославии, что была в 80-е. Вам не потребуется и пяти минут, чтобы без труда отыскать в интернете крошку «Юго» в фильме, музыкальном клипе, на фотографиях с гоночных трасс и с выставок современного искусства (даже так), в анекдотах...
Но зато другая вышеупомянутая модель, которая в последние годы носила нейтральное название «Скала», осталась в памяти преимущественно жителей бывшей, великой когда-то Югославии, чья жизнь и воспоминания приходятся на другое, чуть более раннее время. И вот, настал день, когда последняя «Скала» или «Застава 101» под порядковым номером 1273532, красного цвета, сошла с конвейера и вошла в историю как последний автомобиль, произведенный под именем «Застава».
Являясь исключительно современным, на время своего возникновения, автомобилем, Застава получил от разработчиков модельный индекс 101.Автомобиль был впервые продемонстрирован 15 марта 1971 года на автосалоне в Белграде. Серийное производство Заставы 101 началось 15 октября того же года.
«Застава 101» была, по сути, хэтчбек-версией итальянского «ФИАТ 128», который в 1970 году был назван автомобилем года в Европе.
По представлениям того времени, 101 модель Заставы имела более практичный и современный, можно сказать, и более красивый кузов, в отличие от своего итальянского прототипа. Практичный хэтчбек со складными задними сидениями, в сравнении с седаном, имеющим относительно небольшой багажник, вызвал большой интерес в Европе.
Французский «Пежо», подал на "Заставу" в суд, требуя запретить сербскому заводу использовать в названии своей модели индекс "101". Модели, в название которых входит трехзначный индекс с нулем в середине, с самого начала до нащих дней Пежо считало и считает спецификой своего бренда. Но Заставе повезло в суде и она сумела отстоять свое право на сохрание за собой полного названия своей модели.
Очень быстро 101-я модель стала национальным автомобилем и получила в народе прозвище «Кец» (вроде русского «раз»), «Стоjка» и еще одно название, предавшее автомобилю нечто человеческое, - «Стоjадин» (очевидно, произошедшее от словосочетания «сто один»), очень похожее на народное имя старого усатого папаши из Шумадии, края Сербии, где находится город Крагуевац.
За 37 лет своего существования и производства модель 101 и ее версии сменили много названий, имен, прозвищ. 101 называлась: «Комфорт», «Медитеран», «Супер», GT, GTL; в конце восьмидесятых автомобиль имел название «Yugo GX», а вскоре получил и название «Скала», которое сохранилось до последних дней. Менялся и внешний вид автомобиля: фары, радиаторная решетка, зеркала заднего вида, элементы внешней облицовки... Выпускались трех- и пятидверные вариации. Частично менялась и внутренняя начинка: сиденья, рычаги, панель приборов и даже некоторые механические части. Но в основном «Кец» оставался тем же, что и в первый день. Это автомобиль с пятиместным кузовом, преимущественно выпускавшийся в пятидверной версии. Последняя производившаяся версия Кеца — «Скала 55» имеет следующие технические характеристики:
- длинна — 3,85 м, ширина — 1,59 м, высота — 1,35 м;
- размеры шин — 145/80 -R13;
- вес не груженого автомобиля — 835 кг, грузоподъмность — 400 кг;
- двигатель — 4-цилиндровый, бензиновый, поперечно расположенный, объем цилиндра — 1116 куб.см., мощность 55 л.с. (или 1290 куб.см. с мощностью 65 л.с. у «Скала 65»);
- пятиступенчатая коробка передач;
- переднеприводной;
- максимальная скорость — 135 км/ч;
- время разгона до 100 км/ч — 16,2 секунды;
- расход топлива 6,6 — 9,0 литров на 100 км.
Очень скоро начался экспорт 101-ой из Сербии за границу: в Великобританию, Францию, Германию, Польшу, Чехословакию, Грецию, Венгрию, Болгарию, Египет, Сирию, Иорданию, Эфиопию... Есть забавная байка про экспорт трехдверной 101-ой Заставы в Болгарию: рабочие Заставы были очень раздосадованы тем, что их «Медитеран» (трехдверная модель), который они отправляли болгарам, в Болгарии можно было купить на треть дешевле, чем в Югославии. И решили они немного напакостить болгарам. Со всеми почестями и весьма весело отправили железнодорожный состав с 2000 «Медитеранами» в Болгарию. Проблема возникла, когда болгары попытались добраться до заднего сидения. Крагуевские рабочие установили в трехдверную версию автомобиля передние кресла от пятидверной версии, которые не складывались, и их нельзя было откинуть вперед. Это была их сладкая месть.
На польской фабрике FSO, в рамках сотрудничества с крагуевским автозаводом, с 1974 по 1983 год собирали Заставу 101 для польского рынка.
С того момента как Застава переняла фиатовскую 128 модель (имея с ней общую механическую основу) и по 80-е годы, сербский автозавод продал большое количество своей 128 модели в Египет. В Египте Застава 128 собиралась на фабрике «Эль-Наско». Если побываете на отдыхе в Египте, то велика вероятность, что такси, которое вы поймаете, окажется крагуевским автомобилем.
Самым рекордным годом по числу Кецев, собранных в Сербии, был 1979 год, когда на дороги выехало 88 918 автомобилей этой модели.
В генах «кеца» течет горячая итальянская кровь которая давала каждому владельцу этого автомобиля ощущение спортивного духа, о котором и по сей день ходит множество легенд. В течение 70-х годов автомобиль хорошо проявил себя и на спортивных трассах. Кроме многочисленных побед на ралли в Югославии в 1973 году югославская команда на 101-й победила и на известном ралли «Tour d'Europe». Последующие годы победителем этого ралли снова была «Застава 101», и сохранились записи о том, что в одном из таких ралли югославский пилот Й. Паликович прошел некоторые участки трассы на своей 101 быстрее, чем Porsche. В начале 80-х годов югославские пилоты выступали на 101 моделях и на некоторых трассах Украины.
Для того, чтобы протестировать выносливость и надежность «Заставы 101» 14 февраля 1975 года стартовала экспедиция «Застава 101»: Крагуевац — Килиманджаро. Экспедицию организовал финансовый директор завода «Црвена застава» Д. Дракулич. На дорогу, протяженностью 11 тыс. км через бездорожье — Нубийскую пустыню, саванну, каменные пустоши, заросли и болота, вышли 5 новых автомобилей «Застава 101» с общей численностью экипажа 10 человек, по 2 на машину. Маршрут экспедиции выглядел так: Греция, Египет, Судан, Кения, Уганда, Танзания и конечная точка экспедийии — высота Джилма-поинт, Килиманджаро. В течение всего 45-дневного пути за экспедицией наблюдали все югославские газеты. Также был снят документальны фильм об этом мероприятии.
В 80-х годах в продажу поступил компактный «Юго», но «Кец» не сдавал позиции и всегда оставался хорошо продаваемой моделью. Милионный «Кец» был выпущен в 1991 году. В течение 90-х годов прошлого века, в период распада Югославии и эмбарго завод «Застава» и 101-й переживали трудные времена. Для всех моделей Заставы комплектующие производились разных югославских республиках. И так, за короткое время завод лишился возможности комплектовать автомобили и был вынужден в тяжелейших условиях эмбарго, в срочном порядке наладить со своими партнерами из Сербии выпуск недостающих частей для сборки. В автомобилях сборки тех времен пластиковые части салона могли быть, например, разного цвета, также ощутимо упало качество двигателей, которые собирал завод «ДМБ» из Белграда. То же самое с кузовом. Так как и раньше Заставы не были идеально собранными автомобилями, в которых то и дело требовалось то там подкрутить, то здесь смазать, в трудные 90-е эти недоработки становились еще нагляднее и портили репутацию этой модели. Да и ее более чем 20-летний возраст давал о себе знать. Все это очень похоже на судьбу АЗЛК (или «Москвич») в последние годы ее существования.
Также завод пострадал в результате натовских бомбардировок весной 1999 года. Была уничтожена часть завода, однако спустя несколько месяцев уже было налажено производство и с конвейера разбомбленного ранее завода сошла первая "Скала".
Последние 10 лет «Кец» влачил жалкое существование, в его развитие не вкладывались деньги в отличие от двух других моделей Заставы — Коралл и Флорида, чей внешний вид совершенствовался. Однако в 2007 году «Кец» подвергся некоторым усовершенствовниям внутри (под капотом и в салоне) и частично снаружи, - на развитие модели выделили средства, как будто не предвидели скорого конца. На «Кец» был установлен новый радиатор, заменен сигнал, зеркала заднего вида, ШРУС-ы и подшипники колес, приборная панель от самой современной модели завода «Заставы 10», которая на самом деле была не чем иным как FIAT Punto. «Кец» оставался моделью, которую покупали только фанаты, люди, которые точно знали что и ради чего они покупают. Говорят, что работники «Заставы» украсили последний «Кец» и с грустью проводили в музей «Заставы». Многие из них, придя на «Заставу», начинали свой трудовой путь с «Кецом» и с ним же его и закончили.
И сейчас, в конце, вам, читателям, «Кец» может показаться как просто еще один некрасивый, «серенький» автомобиль из соцлагеря, но для всех нас, жителей бывшей Югославии, он символ нашей «прошлости» и нас самих. Наш автомобиль 20 века.
Прощай «Стоjадин»! Слава тебе и честь!
Составил: Драган Аврамов
Перевод: Кирилл Борщев, Алексей Гуторов