Карта Балкан
Карта Балкан

Вс12012024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Политика Поиск и возрождение славянских корней в культуре сербов и народа Приднестровья

Поиск и возрождение славянских корней в культуре сербов и народа Приднестровья

Поиск и возрождение славянских корней в культуре сербов и народа ПриднестровьяДоклад Лиляны Булатович, писателя и публициста из Сербии, на форуме «У источников славянского единства» в Тирасполе 15-17 октября 2014 г. К сожалению, госпоже Булатович было отказано в получении молдавской визы, так что она не смогла прибыть из Белграда через Кишенёв в Приднестровье.

Уважаемые друзья, дамы и господа, прежде всего, я хочу передать огромную благодарность от моих друзей и коллег из Сербии, Республики Сербской и Черногории Министерству культуры Российской Федерации, Фонду Созидание, Российскому военно-историческому обществу, которых поддерживают фонды «Российской академии образования» и «Будущее Приднестровья», Россотрудничество, неправительственная организация «Федерация мира и Согласия», проектно-аналитический центр «Лорес», Всероссийского общественного объединения «РАД жизни в России» – организаторам серии заседаний этого Международного культурно-исторического форума за вклад в популяризацию общих традиций, исторических основ и значений славянских народов и идеи славянского единства.

Лиляна Булатович

Данная тема имеет историческое значение

Наши форумы в своей сущности представляют священную войну за, прежде всего, выживание здорового человечества на планете!

Мы осознаём, что переживаем духовную катастрофу, в которой глобальные ценности навязываются искусственно и жестоко.

Мы, соответственно своему воспитанию, выбрали память о правде и почитание исконных ценностей славянских, православных, народов, которые представляют собой ИСТОЧНИКИ СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА. Наша задача – своим знанием поспособствовать этому единству и уже вместе дать отпор всё более жестокой и всё более драматичной всемирной агрессии анти-цивилизованного союза, во главе которого формально находится администрация США.

Таким образом, обстоятельства, при которых мы встречаемся, являются исторически обязывающими и ждут от нас полной ответственности за вышесказанное. Данный форум призван способствовать развитию славянской ментальности, славянских культур и сплоченности народов на основе историко-культурного наследия, общности традиций и духовных ценностей через проведение круглых столов на тему: «Русский мир как фактор единения народов и государств»; «Культура и духовность на службе воспитания гражданина и нравственной личности», культурно-просветительской конференции «Через православие, духовность и культуру к миру и согласию».

В рамках темы, я, готовясь к этой встрече, исследовала различную литературу: художественную, научную, военную и политическую – чтобы узнать точнее, в каких отношениях находимся мы, сербы, и вы, из Приднестровья, или Молдавии. На основании исследования, сообщаю вам, что сербы никогда не воевали против здешних народов, идёт ли речь о народе в Бессарабии, Молдавии или Приднестровья. Даже больше, всё это время до сегодняшнего дня мы боролись вместе (и всегда в союзе с Россией) против различных оккупантов: чаще всего против турок, но и других – до немецких нацистов.
Из не очень богатой литературы я выбрала два источника, которые оставлю вам для Университетской библиотеки и для организаторов Форума.

Сербы в Молдавии, Любивое Церович

В книге «Сербы в Молдавии» др. исторических наук Любивоя Церовича, вышедшей в 1997 году в Союзной Республике Югославия при поддержке Министерства Республики Сербия по связям с сербами вне Сербии указано, что:

«Сербы начали заселять территорию Молдавии, которую сербская народная поэзия называла Богданией или Страной Басарабов, в первой половине XV века на имениях молдавских властителей. Супруги молдавских воевод из рода Бранкович и другие сербские властители возводили церкви и монастыри в Молдавии, но и дарили их в Сербии. В Молдавии, этой православной и романской стране, в Средние века жили и работали многие сербские деятели культуры и духовенство.

Когда территория Молдавии находилась в составе Российской империи, после подавления Первого сербского восстания, в эту страну начали переселяться воеводы и известные личности восстания, спасаясь от турецкой мести.

О Молдавии писали сербские историки и путешественники, знакомя широкую общественность с этой страной усердных жителей, непоколебимых борцов за свободу.

В новейшей истории сербы включились в значимые события, которые изменили эту страну: Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и Вторую мировую войну. Совместная борьба за свободу сблизила представителей молдавского и сербского народов.»

Эта книга изобилует данными о многочисленных знаменитых сербах, которые в этих краях находили убежище от различных гонителей, но и приезжали по своим просветительским делам, оставляя путевые заметки неоценимой важности, герои сербской истории, давая свою храбрость в защиту молдавского народа от оттоманской или фашистской жадности. Эта книга могла бы стать хорошей основой для дальнейших исследований наших вековых связей.

Йоаким ВуичВторой источник – это путевой очерк великого сербского театрального деятеля Йоакима Вуича, который и сегодня ценится в Сербии и за её пределами. Вуич родился в 1772 году в Байи и известен как драматург, переводчик, актёр и один из основателей современного сербского театра. В конце жизни он стал путешественником. В 1845 году он опубликовал в Белграде книгу под названием: «Путешествие по Венгрии, Валахии, Молдавии, Бессарабии, Херсону и Крыму». В дороге он то и дело встречал сербов, которые там жили.

В своём «Путешествии» Вуич детально описал Бессарабию: «Область Бессарабия или страна, лежащая между рек Прут и Дунай с городами Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил, присоединённая к России летом 1812 года по заключению Бухарестского договора, когда Порта оттоманская была вынуждена эту страну вместе с городами России уступить».

Йоаким Вуич указывает, что в Бессарабии находится около двух тысяч церквей и двадцать монастырей, из которых 14 – мужских, а 6 – женских, и что в Бессарабии проживает свыше миллиона населения, больше всего молдаван, которые говорят на «влашском», или «почти каждый говорит российский язык». В этой этнически сложной среде больше всего было молдаван. «После молдаван идут россияне, греки, болгары, есть сербы, армяне и жиды, а после них есть в Бессарабии и немцы».

Кто же этот Сава-серб из XVIII века, который вызвал удивление у президента Путина?

Восемнадцатый век был ознаменован русско-турецкими войнами, в которых было захвачена и территория Бессарабии.
Первая в череде русско-турецких войн разразилась в 1710-1711 годах. Тогда был предпринят известный Прутский поход армии царя Петра Великого, когда вместе с войском молдавского воеводы Кантемира из Молдавии нужно было выбить турецкую армию с этих земель. Однако, военные операции не были окончены успешно для России и Молдавии. В войне 1735-1739 годов, когда Турция потерпела поражение, Россия получила часть севера Бессарабии. Жестокие бои между русскими и турками велись на территории Бессарабии в войне 1768-1774 годов. После войны, окончившийся миром в Кючук-Кайнарджи, Россия получила протекторат над румынскими княжествами Валахия и Молдавия, в составе которой находилась и Бессарабия. Война 1788-1791 привела к новому расширению границ России за счёт Турции на тогдашней молдавской земле. Тогда Российской империи были присоединены территории восточнее Днестра, в Приднестровье, с городами: Тирасполь, Григориополь, Слободзея, Дубоссары и др.

В ведомых против Турции в XVIII веке войнах особо отличились два серба. Первый был граф Сава Владисавлевич Рагузинский, а второй – генералом российской царской армии Петаром Поповичем Текелией.

граф Сава Владисавлевич Рагузинский

Непосредственно после Великой войны (1683-1699), когда турки были изгнаны из большей части Паннонской равнины, окрепло и освободительное движение в Молдавии. Желая изгнать турок, молдавский боярин Димитрий Кантемир вступил в союз с русским царём Петром Великим, также направлявшим свои усилия к освобождению Молдавии от Турции.

«В подготовке к совместному выступлению русских и молдаван против турок в 1710 году значительную роль играл советник Петра Великого Сава Владисалевич граф Рагузинский (1664-1738), царский советник, политик, дипломат, путешественник, полиглот, один из самых богатых людей в Российской империи. Больше всего проявил себя на службе царя Петра Великого.»

Граф Рагузинский происходил из видной сербской семьи Владисавлевичей, члены которой с давних времён жили в Герцеговине. В начале XVII века под давлением бега Ченгича они были вынуждены покинуть своё поместье. Сава, сын князя Луки Владисавлевича из Гацка, учился в Дубровнике, а в конце века – отправился в Константинополь. Здесь его приметил один русский дипломат, с которым он сотрудничал. По его рекомендации, в 1703 году, он поступил на службу российского царя Петра Великого. Со знанием нескольких языков (русского, турецкого, итальянского, латинского и греческого), имея широкое образование и высокие манеры, обладая дипломатическим опытом, он стал советником российского царя. По его поручениям он отправлялся в дипломатические миссии в Константинополь, Порту. За свои заслуги Сава Владисавлевич получил дворец торговой концессии в Азове на Украине. В битве под Полтавой, когда Россия нанесла поражение Швеции, армию которой возглавлял король Карл XII, Владисавлевич руководил всем снабжением российской армии.

За выдающиеся заслуги царь Пётр Великий дал ему в 1710 году титул придворного советника по вопросам православного Востока. Кроме помощи в заключении союза российского царя с молдавским боярином Димитрием Кантемиром в 1710 году, он выступил посредником в организации восстания черногорских и герцеговинских кланов.

В периоде между 1716 и 1722 годом Сава Владисавлевич проживал в Венеции и Дубровнике. Он хотел воздвигнуть в своём имении в Дубровнике православную церковь, но ему запретили это сделать. По этой причине он воздвиг церковь в Тополе, рядом с Герцег-Нови в Черногории.

От царя Петра Великого Сава Владисавлевич получил ответственное и сложное задание заключить с Папой Римским Конкордат о согласовании вопросов, связанных с положением католической церкви в России. Между тем, кончина папы Климента XI сделала этот проект невозможным. В Венеции граф Рагузинский получил титул патриция.

После смерти Петра Великого в 1725 году царица Екатерина I назначила его на пост посла в Китае, дав задание разрешить вопрос с границей между этими двумя великими империями. Переговоры он вёл с императором в Пекине, а разграничение проводил на месте. Результатом переговоров стало подписание Буринского договора, по которому в следующие два столетия гарантировался мир на этой длинной границе. По приказу Российского двора Сава Владисавлевич на китайской границе основал несколько городов, крепостей и пограничных укреплений. Так, в 1727 году он основал город Троицкосавск и возвёл церковь, посвящённую Святому Савве. После этого он в 1728 году вернулся в Москву.

По возвращению из Китая Сава Владисавлевич был удостоен высоких признаний. Кроме Ордена Александра Невского, ему был дарован и дворец в Санкт-Петербурге и три имения. Он написал множество работ, среди которых и описание путешествия в Китай. Ещё тогда он сказал: «с Китаем не стоит вступать в войну, если на то нет веских причин».
Кроме многочисленных заслуг своему народу, Владисавлевич стал первым при Российском дворе, кто поставил сербский вопрос как главную проблему Балкан.

Сава Владисавлевич Рагузинский умер в 1738 году во время правления императрицы Анны Иоанновны и был сохранён в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, между членами царской семьи.

Непосредственно перед столкновением русско-молдавских сил с Турцией, граф Владисавлевич получил задание «обезопасить гражданскую сторону войны». От имени русского царя он вёл переговоры с молдавской стороной. Об этом пишет молдавский историк Ион Некулче, который отзывается о графе Владисавлевиче как о «царском министре, которого считают боярином высокого положения, который знает несколько языков». Владисавлевич также редактировал договор между царём Петром Великим Романовым и молдавским князем Димитрием Кантемиром.

Граф Владисавлевич вернулся в центр внимания российской науки и дипломатии ещё в 2008 году во время подготовки нового соглашения о границе между Китаем и Россией. Тогда президент Путин попросил представителей Российской Академии Наук проконсультировать его по этому важному международного договору. Академик Мясников, историк русско-китайских отношений, похвалил соглашение, но напомнил, что речь идёт всего лишь о современной версии договора, который с китайцами подписал три века назад Сава Владисавлевич, основатель русской службы внешней разведки.

Это факт заинтересовал Путина, и он попросил от академика биографию Владисавлевича. Читая эту невероятную историю жизни, он изумлённо прокомментировал: «Правда ли это?». Оказалось, что доклад Владисавлевича о Китае – первый после того, который написал Марко Поло, и сейчас нет описания лучше. Вскоре после этого российский Центр национальной славы издал книгу о подвигах графа Савы Владисавлевича, основателя таинственного «Чёрного кабинета». Ему был поставлен и монументальный памятник. После трёх лет поисков по российским архивам оригинал Владисавлевича «Секретная информация о силе и состоянии Китайского государства» нашёл Владимир Давидович, специалист по международному праву и бывший секретарь Сербской академии наук и искусств. Об этой находке в декабре 2011 года писала тогда самая тиражная белградская газета Вечерние новости:

– Речь идёт о величественном произведении, в котором обработано всё: от родословной китайской династии, через географию, этнологию, торговлю до армии. Описание Китая Сава составлял годами, проскочив тысячи километров на лошадях и верблюдах, проплыв на лодках и пройдя пешком. По пути он создавал современную разведывательную сеть, строя пристанища для караванов, города и монастыри, из которых его соратники слали ему информацию, анализы и прогнозы. Владисавлевич таким образом создал евразийскую разведывательную сеть, так как ещё в начале XVIII века обзавёлся российской агентурой по целому Средиземноморью, нанимая известных торговцев и мореплавателей из Дубровника.

Пётр Великий начал войну против Турции за освобождение Балкан, т.к. Сава его убедил в том, что к русской армии, как только она выйдет на Дунай, присоединятся все православные южные славяне. Сеть агентов-монахов Владисавлевича в сербских краях начала саботажную деятельность, но освободительный поход не удался из-за предательства валашского военачальника Бранковануа. Однако, Владисавлевич не сдался и стал использовать свою сеть для поддержания национального самосознания и бунтарского духа народа.

Блуждающие монахи, которые постоянно паломничали между Россией и сербскими землями, являлись агентами Савы. Владисавлевич знал, что письменность необходима для сохранения национального самосознания, и слал монахам книги и учителей. По его просьбе Пётр Великий потребовал от Габсбургов дать сербам возможность учились на своём языке, – пишет видный специалист по международному праву Петар Давидович.

В заключение

Дорогие друзья, вот, что я хотела сказать, об общности нас, славян, православных из Сербии и Молдавии, во имя будущего мира и осуществления сна Приднестровья вновь быть с Россией под одним флагом.

Но, почему я в начале сказала, что мы находимся в драматичной ситуации? Не уж-то вы поверили, что американский президент действительно напал на джихадистов, на этот выдуманный ИГИЛ?!

Это невероятная ложь и обман! Вновь без всяких консультаций со всё более бедным Советом безопасности ООН. В остальном, посол Обамы при ООН признал, что целью борьбы против ИГИЛ является свержение Асада в Сирии!

Со своими наци-либеральными союзниками американцы рассказывают наивным, что речь идёт об окончательном расчёте с джихадистами в Исламском Государстве Ирака и Сирии! При этом всё чаще вместо Сирии говорят о Леванте.

А что такое Леванта? Леванта (фр. levant, итал. levante, исп. levante) в общем значении – Восток, восточные земли. В узком смысле – общее название для стран, которые лежат у берегов восточного Средиземноморья: Греции, Турции, Сирии, Ливана, Израиля, Иордании и Египта. Греция, в общем-то, не входит в понятие Леванта, т.к. это понятие, главным образом, соотносится с понятием Близкий восток. Таков их план! И это, конечно, означает, что целью этого новообразованного наци-либерального союза является уничтожение и разграбление всего того, что не было сделано с первой попытки, используя эти новые ложные оправдания!

Стоит ли, а я считаю, что стоит, напомнить, кто развязал войны в этих странах, кто отправлял свои армейские дивизии и вооружал тех самых джихадистов, кто совершал самые тяжкие преступления против человечества и цивилизации в тех странах?! Конечно же – это администрация США, из-за которой стоит самая мощное многовековое объединение – Британская корона!

Напомню вам и наши трагичные страдания на Балканах, в сердце Европы, со стороны тех, что теперь хотят уничтожить джихадистов! Не забудьте, что американские президенты в разгар войны на Ближнем востоке дружили с родственниками Бен Ладена и его союзниками из Саудовской Аравии. Все преступления, которые совершают из т.н. враги, совершают и джихадисты. Приведу ужасный пример: убийства детей и невинных гражданских, и вскрытие и продажа их органов! Убийства священников и разрушения православных святынь!

Поэтому я считаю и предостерегаю, что речь, на самом деле, идёт о проекте УПСЦ, о всемирном наступлении тёмных сил: Уничтожить Православную Славянскую Цивилизацию!

Поэтому мы несём ответственность и на такого рода собраниях, на которых говорим друг другу правду, вооружившись которой мы будем бороться против таких союзов.

Сербский народ глубоко обеспокоен за своё будущее и будущее цивилизации. Сербский народ сейчас находится на распутье, но он не оставляет своих братьев в беде и помогает им как и чем человек может. Мы видим свою защиту в русском народе, в матушке России, и приветствуем авторитет и роль президента Путина в защите мира от пропасти, называемой НАТО-НАЦИ-ВАТИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА.

Прим. Сеница: в российской историографии Саву Владисавлевича Рагузинского принято называть Савва Рагузинский-Владиславич.

Перевод с сербского: Senica.ru.
Фото: Senica.ru.