Карта Балкан
Карта Балкан

Ср05082024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Обзоры Балканский кинозал Балканский кинозал: Душитель против душителя

Балканский кинозал: Душитель против душителя

«Душитель против душителя» («Davitelj protiv davitelja», 1984 г.)

«Davitelj protiv davitelja», 1984 г. - первый балканский фильм, в котором соединены триллер, хоррор и комедия.

«Фильм, который изменил кино навсегда» – такими словами в своё время критики выражали восторг от просмотра шедевра Альфреда Хичкока «Психо», вошедшего в историю мирового кинематографа. Творение Слободана Шияна и Небойши Пакича «Душитель против душителя» нередко заслуженно сравнивают с этим легендарным фильмом, называя балканским ответом «Психо». Поистине хичкоковское напряжение создают тёмное освещение вечернего Белграда, зловещая музыка и устрашающие брови Ташко Начича.

Главный герой фильма (душитель из названия картины) – уличный продавец гвоздик Перо Митич (Ташко Начич). Его мать (Рахела Ферари) пристально следит за количеством проданных сыном гвоздик, и если оно слишком мало, сурово наказывает его. Из-за психического давления, оказываемого матерью, Перо сходит с ума и начинает душить покупательниц, которые отказываются покупать гвоздики. По следам душителя день и ночь идёт инспектор Огнен Страхинич (Никола Симич). Для ведущего скучную жизнь Страхинича, каждый вечер которого проходит в компании любимого кота, появление в Белграде серийного преступника становится настоящим профессиональным событием, а его поимка быстро перерастает в одержимость. «На волне душительного хайпа» начинающий музыкант Спиридон (Срджан Шапер) записывает песню о преступнике, которая быстро набирает популярность. Это лишь вдохновляет душителя, и количество жертв стремительно растёт.

«Душитель против душителя» («Davitelj protiv davitelja», 1984 г.)

Смелый режиссёрский эксперимент «Душитель против душителя» на просторах бывшей Югославии признан культовым: это первый балканский фильм, в котором соединены триллер, хоррор и комедия. Музыкальное сопровождение гениально, игра актёров запредельна (особенно хорош Ташко Начич), но сам фильм после просмотра оставляет довольно смешанные чувства: во второй раз его пересматривать вряд ли захочется. Не хватает сюжетной динамики, экранная кровь выглядит нелепо, а сцена с оторванным ухом в самом конце – как минимум странно. Кроме того, зрителю остаётся догадываться, в чём причина психо-эмоциональной связи душителя и Спиридона, и как следствие появление у последнего желания душить девушек. Вердикт следующий: как балканский жанровый дебют фильм заслуживает внимания, как минимум, для просмотра в учебных целях теми, кто занимается историей кино. Для просмотра рядовым зрителем в развлекательных целях – вряд ли.

Автор: Алсу Гараева
Фото: sinemanija.com