Возвращение в Македонию. Эпизод 1.
- Подробности
- Опубликовано Воскресенье, 25 Декабрь 2016
- Автор: Кирилл Борщев / Senica.ru
Бигорский монастырь святого Иоанна Крестителя, случайно оказавшись.
Начну с того, почему именно «возвращение» в Македонию. Так вышло, что Македония стала для меня второй после Сербии родной страной на Балканах. С ней у меня связано многое. Однако в начале этого года я был уверен, что тему Македонии я для себя закрыл. Закончилась пластинка. К тому времени я успел завернуть несколько проектов, слить огромное количество контактов и, честно говоря, не особо переживал. Остановившись последний раз даже не у друзей, а в глухом месте под Скопье, между двумя местечками с романтичными названиями «Кай Маско»(у Маско) и «Богородица - 2», я успел официально попрощаться с Македонией. И уехал. Отъезд был полон желания не возвращаться. Мне не удалось отыскать руины родного места императора Юстиниана I Великого, находившегося в соседнем селе Таор. Хозяин дома, где я жил, куда-то пропал, не отвечая на звонки, и мне пришлось бросить дом открытым. В итоге у меня еще и сломалась машина под Куманово. А местные албанцы содрали с меня 20 евро за то, что «эээ... не знаю. У нас как-то завелась. На всякий случай, не глуши двигатель до Белграда». На подъезде к границе выяснилось, что и техпаспорт от моей машины остался у пропавшего хозяина дома, пришлось возвращаться обратно на родину Юстиниана. Там машина снова заглохла и битый час мы пытались завести ее с «толкача». Естественно, когда я все же пересек границу с Сербией, я был уверен, что в Македонию я ни за что больше не вернусь.
Но прошли месяцы. Жуткий, будь он неладен, 2016 год стал подходить к концу. И Македония снова дала о себе знать. Поступило несколько деловых предложений, объявились друзья-знакомые, снова выстроились планы, появились новые связи и мосты. В общем, я снова поехал на юг. И перейдя пешком пограничный переход Табановце, назвал это своим возвращением в Македонию.
В этот приезд меня ждало несколько дел в Скопье и Дебаре. Сначала расскажу о дебарской поездке. По просьбе моих знакомых мы должны были поехать в Дебар, в окрестностях которого находилась фабрика минеральной воды, в строительство которой, якобы, вложил немалые деньги российский олигарх. А вторым пунктом был ознакомительный мини-тур в частные охотничьи угодья. По ужасной извилистой дороге на Дебар, через национальный парк Маврово, мы волочились часа два. Я понял, что путешествие меня утомило. Хотя собственный опыт вождения в этих краях у меня богатый. Свежи воспоминания о поездке в легендарный Галичник. Видимо, разглядев наши с коллегой кислые мины, водитель джипа сообщил, что сейчас мы сделаем паузу в монастыре. Я был рад возможности выйти и размять кости, но меня не прельщало делать паузу именно в монастыре. Я все еще не восстановил серьезно пошатнувшиеся отношения с Богом, да, и вариант задымленной кафаны с ракией и закусками мне в тот момент подходил больше.
К моему удивлению, мы оказались у въезда в очень красивый, большой по площади монастырь. Я сразу узнал его по фотографиям в интернете и журналах, но не мог вспомнить название. И, тут вижу – Свети Йован Бигорски. Точно, он же горел. Именно сюда из России доставляли специально сделанный колокол.
Wikipedia: Монастырь основан в 1020 году: по легенде монастырь появился на том месте, где монах Иоанн выловил из реки Радик чудотворную икону Иоанна Крестителя.
В XVI веке монастырь был разрушен турками. После турецкого владычества на территории монастыря осталась только небольшая церковь . Икона Иоанна Крестителя таинственным образом исчезла и, по легенде, в полной сохранности возвратилась позже — на том же месте, что и впервые.
Монастырь очень красивый. Почти полностью обновленный после разрушительного пожара и выполненный, как бы правильно сказать, в охридском стиле. Белые, расширяющиеся ко второму этажу строения с коричневыми деревянными окнами. У входа стоял большой черный крест с надписью на русском «Царь Славы». Как выяснилось позднее в монастыре много всего русского.
Правила в монастыре строгие. «Режим» совпадает с афонским. Женщин в брюках и без платка, вопреки балканскому религиозному пофигизму, не пускают. Фото и видео съемка запрещена.
Первым делом, мы познакомились с монахом Анатолием, который, узнав, что мы русские, разрешил нам фотографировать и организовал экскурсию по всему комплексу. В монастыре много резьбы по дереву, снаружи и внутри. Часть работ по дереву выполнена мастерами из России и Украины. Двор идеально чистый, горный воздух смешан с запахом производимого здесь яблочного уксуса...
Убранство главного храма показалось мне нетипично богатым для балканских монастырей. В нем я даже прочитал про себя несколько молитв, зажег свечи.
Отец Анатолий провел нас в монастырскую библиотеку, в которой хранятся уникальные печатные издания, в том числе и привезенные из России. Некоторые совсем раритетные и древние. Там же, в библиотеке, я обратил внимание на огромную богато украшенную люстру, в верхней части которой был «русский» православный крест. Я поинтересовался у монаха: «Тоже из России?». Тот, словно виновато замявшись, с улыбкой ответил: «Нет. Из Украины подарок».
Мы посетили и трапезную, которая, если верить экскурсоводу, - вторая или третья по величине после монастырской трапезной в одном из афонских монастырей.
Гостевая комната отдыха мне показалась уж слишком пропитанной турецким наследием Балкан.
К слову о турках, которые нанесли монастырю и его братии немало зла, население сел вокруг монастыря на 80 процентов мусульманское. Причем отуречили местных жителей не так давно, в XIX веке. Именно поэтому, многие из них все еще хранят в домах старые иконы, а на похоронах ходжей еще в прошлом веке то и дело кто-нибудь приходил с кадильницей. Сейчас, говорят местные, в селах стали появляться даже ваххабиты, прибывшие после промывки мозгов из Турции и стран Ближнего Востока.
В монастыре помимо братии из двадцати с лишним человек, постоянно находится несколько десятков мирских, приезжающих сюда на лечение от алкоголизма и наркомании. Наркоманы здесь лечатся от привязанности к тяжелым наркотикам. Но вылечить их, по признанию монаха Анатолия, легче, чем алкоголиков.
В монастырском дворе мы случайно познакомились с неким «русским» Владимиром из Сочи. Который, как позднее выяснилось, на самом деле македонец, всю жизнь проживший на нашем черноморском курорте. Наш новый знакомый буквально через полчаса уже успел оповестить нескольких наших друзей из Скопье, что познакомился с нами и что «эти ваши русские сейчас в монастыре Свети Йован».
Монастырь достаточно богатый и почти полностью может обеспечивать себя сам. Во всяком случае, так я понял и так мне показалось.
Метрах в ста от монастырских стен строится небольшая деревянная церковь, выполненная в русском стиле, посвященная святому Серафиму Саровскому. Над ее строительством и отделкой трудятся украинские мастера. Купола будут, позолоченные. Деньги на них выделила одна частная фирма.
Экскурсия длилась больше часа, и пребывание в монастыре лично мне пошло на пользу. Как сейчас говорят, карму плюсанул, а точнее - немного, но качественно, проветрил душу. Усталости от дороги и следа не осталось, захотелось действия, новых полезных и добрых дел, в людей даже немного снова поверил. В общем, удачно внепланово свернули. Тронулся в дальнейший путь в добром расположении духа с твердым намерением посетить это место снова.
Кирилл Борщев
Фото: Senica.ru