Карта Балкан
Карта Балкан

Вт10082024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура О фильме Бошко Милосавлевича «Маэстро» о Юрии Ракитине

О фильме Бошко Милосавлевича «Маэстро» о Юрии Ракитине

Сербия, Ракитин, эмиграция, театрВ рамках юбилейного Х Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», который проходил в Москве с 7 по 14 ноября, состоялся показ документального фильма «Маэстро» Бошко Милосавлевича.

Фильм повествует о жизни и деятельности Юрия Львовича Ракитина, русского актера и режиссера, одного из основоположников сербского современного театра. Его имя в театральных кругах Сербии произносится с пиететом. Ведущие актеры и режиссеры из сегодняшнего поколения семидесятилетних, а в их числе известный постановщик Мата Милошевич, актрисы Мира Баняц и Мирьяна Коджич, с гордостью называют себя учениками русского маэстро.

Родился Юрий Львович Ракитин (настоящее имя Георгий Львович Ионин) в 1882 году в состоятельной дворянской семье. Учился на Драматических курсах при Императорском театральном училище у В.Н.Давыдова. Начинающего актера заметил Станиславский и пригласил в Театр-студию при МХТ под руководством Мейерхольда. Ракитин играет эпизодические роли и работает помощником режиссера, потом режиссером у Мейерхольда, в МХТ и Александринском театре. Покидает Петроград в 1918 году, в 1919-м эмигрирует из Феодосии в Константинополь. В 1920 году принимает предложение белградского Национального театра занять должность режиссера и переезжает в Сербию.

В театре Ракитина приняли радушно. Первые ракитинские премьеры состоялись весной 1921 года. Это были два коротких спектакля разных жанров, отражавших пристрастия режиссера. «Проделки Скапена» открывали ряд его мольеровских спектаклей, веселых и ярких, насыщенных духом праздничной театральности. Второй спектакль – «Смерть Тентажиля» – словно показывал другую сторону театральной маски Ракитина: печаль, фатализм, неверие в торжество добра.

Ракитину в Белграде хорошо работалось с актерами. Разнородный и разностильный актерский состав Национального театра почти наполовину состоял из артистов, которые начали работать в эпоху «кочующих трупп». Не имея театрального образования, они перенимали секреты ремесла у опытных коллег, шлифовали свой талант, опираясь на вкусы публики, на силу интуиции и любовь к искусству. Все они с удовольствием воспринимали уроки Ракитина. Работа с актерами была, безусловно, коньком Ракитина. Здесь, как и в выборе репертуара, он оказался на высоте благодаря несомненному таланту, хорошему вкусу, богатому опыту. В приемах работы с актером Ракитин сочетал принципы Мейерхольда с «психофизиологическим» методом Станиславского. Нередко актеров удивляла интуиция режиссера, который точно угадывал возможности исполнителя, опережая его собственные размышления. Актер и режиссер Мата Милошевич воспринимал Ракитина в этот период прежде всего как «режиссера сценического действия, ярких красок, жирно очерченных образов, утонченных, но весьма интенсивных эмоциональных воздействий... В первую очередь для него всегда существовало «физическое действие». В Белградском Национальном театре он работает до ухода на пенсию в 1947 году.

Сербия, Ракитин, театр

В первые послевоенные годы в пылу революционной горячки, охватившей власти только что созданной Федеративной Народной Республики Югославии, Ракитин, как и многие другие эмигранты, был демонстративно лишен югославского паспорта, внезапно выдворен из столичных театров и отправлен в провинцию. Ракитина приглашают постоянным режиссером в Сербский Национальный театр в городе Нови Сад, а потом и ведущим преподавателем вновь организованного Театрального училища. Его приняли с искренним уважением и желанием перенять его опыт. Нови Сад оказался для режиссера «спасением и пристанью».

Последние спектакли в Нови Саде: «Бесприданница» А. Островского и «Вишневый сад» А. Чехова стали своеобразной ностальгической данью Ракитина своим молодым годам, театральному Петербургу и театральной Москве, а самое главное – все возраставшей с годами тоске по России.

В 1952 году Юрий Львович Ракитин скончался. «Вишневый сад» историки театра считают его лебединой песней. На его могиле в Нови Саде посажены вишневые деревца. Именем Ракитина названа тихая улица в центре города Нови Сад, на которой он прожил последние годы своей жизни.

Сербия, Нови Сад, Ракитин

За тридцать два года в Сербии Ракитин поставил приблизительно двести спектаклей. В его репертуаре произведения почти всех жанров - от опер до водевилей и трагедий, большие и малые формы. В Сербии он провел большую педагогическую работу, на протяжении десятилетий работая профессором в театральных училищах. Его литературное наследие также значительно - он выступал как литературный критик и теоретик. Заметна и его общественная роль в среде русской эмиграции, и прежде всего - в культурной жизни русской эмиграции в Сербии.

Фильм талантливого сербского режиссера был встречен московской публикой с большим интересом.

Татьяна Миленович-Костурков