Карта Балкан
Карта Балкан

Вт04232024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Фреска "Белый ангел"

Фреска "Белый ангел"


Белый Ангел Изумительное произведение XIII века.
Оно дошло до нас благодаря тому, что спустя триста лет после создания было записано новым изображением.

Монастырь Милешево в юго-западной Сербии, неподалеку от Приеполя, король Владислав (1234—1243) основал, когда еще был престолонаследником, примерно в 1230 году. Для росписи монастырской церкви он пригласил мастеров из Константинополя, Фессалоник или какого-то другого культурного центра Византии той эпохи.
Фрески Милешево, наряду с несколько более поздними в Сопочанах, относятся к самым выдающимся произведениям искусства средневековой Сербии. Некоторые искусствоведы даже считают их одними из величайших творений византийской и средневековой живописи в целом.
Роспись милешевской церкви лучше всего представляет фреска «Ангел на гробе господнем». Она иллюстрирует евангельское повествование о явлении ангела женам-мироносицам, пришедшим на гроб Христов. У этого ангела был «лик как молния, а одеяние белое как снег».
Как и все великие произведения искусства, созданные человечеством за его долгую историю, эта фреска в Милешево выходит далеко за рамки религиозного сюжета, лежащего в ее основе. Для нас она интересна своим современным художественным звучанием.
Покоряет мастерство рисунка, гармония красок, композиция и прежде всего выразительность центральной фигуры — ангела. Для того чтобы подчеркнуть его значение, мастер, пользуясь традиционным приемом византийского искусства, изобразил его крупнее, чем фигуры жен и римских стражников, заснувших у гроба. Ангел смещен в сторону, но все же он сразу привлекает внимание. Это молодое существо напоминает изваяния античных скульпторов, стремившихся воплотить в своих созданиях представление об идеальной красоте человека. Лицо ангела виртуозно выписано и озарено мягким внутренним светом.
Белый Ангел К XVI или XVII веку первоначальная роспись церкви была значительно повреждена. Штукатурка с живописным слоем местами отстала, а краски поблекли под влиянием сырости. Осыпалось сусальное золото, имитировавшее мозаику. В связи с этим предприимчивые милешевские монахи подыскали художника, записавшего большую часть старых фресок новыми. Такая же участь постигла «Ангела на гробе господнем», поверх которого появилась новая версия того же сюжета. К счастью, новый художник наносил штукатурку для своей росписи прямо на древний красочный слой, не сбивая его, как это случалось впоследствии в других церквах (Печская патриархия, Студеница). Новая штукатурка непрочно пристала к старой фреске и через некоторое время начала отпадать сама, а со временем ее удалили ученые. С изображения ангела поздняя фреска была снята в начале нашего века. Сохранили лишь небольшой ее фрагмент в верхней части композиции. Поздние фрески в известной мере способствовали сохранению более древних; они их как бы законсервировали, так как милешевская церковь длительное время в XVIII—XIX веках была без кровли. Ангел с фрески в Милешево в наше время получил широкую известность среди искусствоведов и многочисленных поклонников древнего искусства. Выделяя его из окружающей композиции и рассматривая как самостоятельное произведение искусства, они единодушно нарекли его «Белым ангелом».

Светислав Мандич