Фреска "Белый ангел"
- Подробности
- Опубликовано Понедельник, 24 Август 2009
- Автор: Кирилл Борщев / Senica.ru

Оно дошло до нас благодаря тому, что спустя триста лет после создания было записано новым изображением.
Монастырь Милешево в юго-западной Сербии, неподалеку от Приеполя, король Владислав (1234—1243) основал, когда еще был престолонаследником, примерно в 1230 году. Для росписи монастырской церкви он пригласил мастеров из Константинополя, Фессалоник или какого-то другого культурного центра Византии той эпохи.
Фрески Милешево, наряду с несколько более поздними в Сопочанах, относятся к самым выдающимся произведениям искусства средневековой Сербии. Некоторые искусствоведы даже считают их одними из величайших творений византийской и средневековой живописи в целом.
Роспись милешевской церкви лучше всего представляет фреска «Ангел на гробе господнем». Она иллюстрирует евангельское повествование о явлении ангела женам-мироносицам, пришедшим на гроб Христов. У этого ангела был «лик как молния, а одеяние белое как снег».
Как и все великие произведения искусства, созданные человечеством за его долгую историю, эта фреска в Милешево выходит далеко за рамки религиозного сюжета, лежащего в ее основе. Для нас она интересна своим современным художественным звучанием.
Покоряет мастерство рисунка, гармония красок, композиция и прежде всего выразительность центральной фигуры — ангела. Для того чтобы подчеркнуть его значение, мастер, пользуясь традиционным приемом византийского искусства, изобразил его крупнее, чем фигуры жен и римских стражников, заснувших у гроба. Ангел смещен в сторону, но все же он сразу привлекает внимание. Это молодое существо напоминает изваяния античных скульпторов, стремившихся воплотить в своих созданиях представление об идеальной красоте человека. Лицо ангела виртуозно выписано и озарено мягким внутренним светом.
