Карта Балкан
Карта Балкан

Чт12052024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Из истории сербского театра

Из истории сербского театра

Pozoriste … моменты добрых впечатлений редки, и надо их спасать от забвения, потому что те, ради кого мы так старались, эти мгновения непременно забудут" М.Павич


Театр не рождается в один день.
Первые сведения о сербском театре относятся к 13 в., когда в праздничные дни устраивались народные уличные представления.
Турецкое иго (вторая половина 15-го - начало 19 века) прервало развитие театра. Возобновилось оно на территории Воеводины представлением в 1736 году, которое дали ученики Латинской школы в Сремских Карловцах  по исторической пьесе «Трагикомедия» Мануила Козачински. А затем были и другие школьные спектакли, которые показывались от случая к случаю.

 


Крагуевацкая гимназия Возникновение светского театра связано с именем Иоакима Вуйича, основателя нескольких передвижных трупп на территории Сербии и Воеводины в 1810-е гг. Он основал Княжеско-сербский театр  в Крагуеваце
(1835-1836), в котором был директором, драматургом, режиссером, ведущим актером, переводчиком и адаптером драматических произведений. Из-за своей театральной деятельности, Иоаким Вуйич заслужил звание «отца сербского театра».

Первый профессиональный театр появился в 1838 году  в Нови Саде. Там была поставлена первая сербская пьеса - трагедия «Смерть царя Уроша V» Стефановича. В начале 40-х гг. 19 века возникали передвижные труппы («Передвижное любительское общество» и др.) и первые постоянные театры (Княжеско-сербский театр, театр «В таможне» в Белграде и др.).
Великий драматург сербов Стерия Йован Попович (1806-1856),освободившись от псевдоклассических схем и национальной романтики, стал первым сербским писателем с реалистичным подходом к литературе и театру. Он создал основу репертуара Сербского театра с 1830 до 1870 года.
Поповичу удалось выявить элементы комического в природе и характере сербского народа. Он дал четкий анализ менталитета и духа своих граждан, что позволило видным сербским актерам создать серию убедительных театральных спектаклей, некоторые из которых вошли в легенду. Комедии Поповича и сегодня, сохранили жизнеспособность.
Новый этап в развитии сербского театра начинается после основания в 1861 году в Нови-Саде Сербского национального театра (на территории под властью Австрии - позже Австро-Венгрии), а затем в 1868 Национального театра - «Народно позориште» в Белграде (свободное Княжество Сербия).

Народно позориште

На сцене утверждается национальная драматургия, идет процесс выработки единых художественных принципов, совершенствования актёрского мастерства. Ставятся героические пьесы на исторические сюжеты, написанные отечественными авторами - Якшич, Костич, а также драмы Шекспира, Шиллера, Гюго и других авторов. Складывается искусство театра и актёров романтического направления.
В репертуаре сербского театра до конца 19-го века, когда он приходит к произведениям национальной драматургии, преобладают исторические драмы и трагедии позднего романтизма, которые стимулировали национальное чувство, разбудили историческое сознание сербов и веселые пьесы из деревенской народной жизни "с песнями". 
В конце 19-го века в сербском театральном пространстве доминирует влияние немецкой модели театра. Но становится все сильнее влияние французского театра, особенно с возвращением в Белград актеров, прошедших подготовку во Франции в театре Комеди-Франсез и театре бурлеска. Новые стили европейской драматургии и театра - натурализм, символизм, экспрессионизм - принесли в театр новую чувственность и поэтику психологического реализма.
Весь 20 век суверенным правителем в репертуаре сербского театра был Бранислав Нушич (1864-1938).  Нушич

Он существовал в театре не только как писатель, но и как режиссер, драматург, и актер в юности. Он слушал смех аудитории и на основе своих наблюдений вносил изменения в комедии. Его пьесы и сегодня в репертуаре многих театров мира.
В период между двумя мировыми войнами театральные люди в Сербии были очарованны актерами Московского художественного театра (гастроли в 1920-1921, и 1924), который стал эталоном. Большое значение имела деятельность режиссера Бранко Гавеллы (в 1926-1929 он директор драматической труппы Национального театра в Белграде). Социальная драма и комедии Глишича, сатирические комедии Нушича, русская классическая драматургия - Гоголь, Островский, Толстой, Чехов, Горький, пьесы Ибсена, Гауптмана помогают в это время утверждению реалистического стиля игры. Утверждению прогрессивных общественных тенденций на сербской сцене способствовали пьесы Мирослава Крлежи, в репертуар включалась также драматургия Шоу, Пиранделло, Чапека, произведения советских авторов.
Во время 2-й мировой войны 1939-1945 многие деятели театра приняли участие в национально-освободительной борьбе.
После Второй мировой войны наступает период бурного развития театра в Сербии. Несмотря на многие негативные последствия административного управления, в театре происходит самоидентификация сербского и серьезное отношение к творчеству, наращиваются художественные амбиции.
Возобновляется деятельность ранее существовавших театров, создаются новые - Белградский драматический, Современный театр и др.
Правда, в первые годы после войны в знак советского влияния, можно было видеть, как везде принимается система Станиславского, но, надо заметить, часто как догма.  Сербские подражатели смешали эстетику МХАТ периода сталинизма и суть системы Станиславского: прекрасный призыв к обновлению вечного существования законов действующих на сцене. 
Исключением был Югославский драматический театр, основанный в Белграде в 1947 году. Этот театр - благодаря своему художественному руководителю Бояну Ступице (1910-1970) и совместным усилиям труппы в первые десять лет работы вырос до театра европейского уровня.
Успех был подтвержден гастролями ЮДТ в Театре наций в Париже в 1954, 1955 («Егор Булычев» Максима Горького), 1964 годах.
Кредо сербского искусства того времени - реализм, но режиссеры возглавлявшие и создавшие в это время славу Югославский драматический театр - Боян Ступица, Мата Милошевич и Томислав Танхофер были под влиянием европейского модернизма, так что не могли и не хотели дать приоритет старым догмам...
В 1951году, когда Югославию начали открывать на Западе, были созданы условия для плодотворной художественной работы.
Белградский драматический театр (основан в 1947) показывает Артура Миллера «Смерть коммивояжера», «Охоту на ведьм», «Вид с моста», Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец», «Кошка на раскаленной крыше» и других писателей Запада. 
Но в 1954 году власти запретили к показу спектакль Беккета «В ожидании Годо» (БДТ).
С этого начинается новая эпоха в театральной Сербии.
Ателье 212 Пьесу удалось сыграть на сцене вновь созданного экспериментального театра
Ателье 212 в Белграде в 1956 году. Она сломала эстетические барьеры, а власти вынуждены были пойти на соглашение с определенной степенью свободы творчества, при условии «без политики». Это была первая постановка Беккета на сценах Восточной Европы.

До 1960 года  Ателье 212 ставит Сартра «За закрытыми дверями»,  Ионеско «Стулья», Камю «Ошибка», Мрожека «Полиция» и другие произведения современной мировой драматургии Запада и Востока.

Особую роль в театральной жизни Сербии занимает Сербский Национальный театр в Нови-Саде.  Его "золотой век" - 1953-1974 годы, когда во главе театра встал режиссер Дмитрий Дьюркович и собрал группу молодых актеров и начал поиск новых путей для драматического выражения в сербском пространстве театра.
Это был театр лирической иронии, настаивающий на пластическом аспекте выражения действия с репертуаром, направленным на развитие чувствительности молодого зрителя. Девиз - актер и игровое пространство является основным театром языка жестов. Театр, который стремился к социальной теме и отображению темных страниц нашего времени и социалистического общества. 
БИТЕФ Особенно следует отметить Международный театральный фестиваль BITEF,
благодаря которому Белград был зарегистрирован на театральной карте Европы и мира, что дало возможность непосредственно увидеть многие важные мировые театральные достижения.

В первые годы BITEF привлекал зрителей эротическими сценами и агрессивным поведением актеров. Фестиваль дал возможность увидеть на белградской сцене мастеров, которые имеют колоссальное влияние на новейшую мировую историю театра - Тадеуш Кантор, Петер Штайн, Лука Ронкони, Джулиан Бека, Джудит Малина, Роберт Уилсон, Пина Бауш и других.
В течение следующих лет BITEF стал важным явлением для создания интеллектуального и театрального климата в Сербии, и местом, где видные сербские режиссеры делятся своим опытом. Спектакли из Сербии часто появляются в программе этого фестиваля, чтобы проверить себя на европейском и мировом уровне. В 1974 году спектакль Югославского Драматического театра «Веселые дни или смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина (режиссер Бранко Plese) разделил главный приз BITEF с Бергманом и Эфросом, а в 1990-м один и тот же спектакль «Иллюзия» Корнеля режиссера Слободана Унковского разделил главный приз со спектаклем театра Ультима Вез из Брюсселя.
В Сербии сегодня 35 профессиональных театров, три высших школы театра (факультет драматического искусства в Белграде, Академии искусств в Нови-Саде и на факультете искусств в Приштине); два театральных музея (Музей театрального искусства в Белграде и Театральный музей Воеводины в Нови-Саде). Проблемы театрального искусства освещаются в пяти профессиональных изданиях о театре - журнал с европейской репутацией «Сцена», «Театр», сборник Matice о сербском сценическом искусстве и музыке в Нови-Саде, «Театрон» и «Лудуш» в Белграде.

Источники:
Petar Marjanovic Pozoriste u Srba  http://ksmiroslavantic.freeforums.org
Н. М. Вагапова. http://enc.lib.rus.ec/bse/008/101/442.htm

Светлана (kukuruza-a) Кузьмичева