Карта Балкан
Карта Балкан

Пн10072024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Как были найдены первые сербские фильмы

Как были найдены первые сербские фильмы

Это чудо

film_aparatВ первый раз кинокартины в Сербии были показаны уже через неполных пять с половиной месяцев после того, как в Париже Огюст и Луи Люмьер представили миру свое чудесное открытие - кинематограф. Это было 115 лет тому назад, 6 июня 1896 года.

Если быть точными, то первая проекция фильма была проведена на день раньше, как пред-премьера для журналистов, в одном белградском частном доме, для того, чтобы у них было время написать в утренних новостях анонс о том, какое невиданное чудо произойдет в кафане «Златни крст» («Золотой крест») на Теразиях, 6 благодаря кинематографу. Эта кафана была излюбленным местом в городе, так как здесь собирались люди свободных взглядов, поэты, художники, проводились выставки, вечерние собрания и похожие мероприятия, и поэтому лионскому фотографу Андре Каре и киномеханику Жюлю Жюрену, которых братья Люмьер послали в Белград, чтобы они показали кинематограф, было нетрудно выбрать подходящее место для этого события.

film_plakat«Забавник» писал о том, как были изумлены присутствующие в «Златном крсте», когда они увидели кинокадры поезда, который как будто ехал прямо на них с намерением задавить все перед собой . К счастью, эта реакция сразу же перешла в неописуемую заинтересованность в кино, и Андре Каре и Жюль Жюре непредвиденно должны были остаться на десять дней дольше, и каждый день с 16 до 21 часов, показывать «Прибытие поезда на станцию», «Разрушение стены», «Детскую игру», «Купание в море», «Парижский бульвар», «Рыбный рынок в Марселе» и остальные киносцены из предложенного репертуара.

Между тем, возможно вы не знали, что два первых сербских игровых фильма, еще несколько лет тому назад считались потерянными настоящим чудом были найдены!

Ульрих раньше Карагеоргия

 В марте 2003 года Александр-Саша Эрделянович, управляющий архивом Югославской кинотеки, был в Будапеште на одной конференции. Там он подружился с Николаусом Вострими из Австрийского киноархива в Вене.

«Однажды вечером, в одном из самых красивых будапештских кафе», рассказывает Эрделянович «в уже неформальной атмосфере, на вопрос хранятся ли в их кинотеке какие-нибудь старые сербские материалы, Вострими, после короткой паузы, сказал мне - возможно.   На мои настойчивые расспросы, он ответил мне, что у них находится множество старых фильмов о Сербии, королевской семье Карагеоргиевич, сербской армии, разных торжествах и похоронах.»

Когда они виделись в следующий раз, Вострими сказал, что в Венском архиве, в фонде старых сербских фильмов, похоже, есть и один игровой фильм.

« - Речь о какой-то борьбе сербов с турками», добавил он.

« - Актеры кланяются публике?» - спросил Эрделянович и получил положительный ответ.

« - Какойто паренек убивает турка?» - спросил он дальше и ответ снова был - «Да».

« - Это чудо! В вашем архиве скрывается самый старый сербский игровой фильм» - воскликнул Эрделянович.

Это был «Карађорђе» («Карагеоргий»), фильм 1911 года. Как сербский фильм оказался в Австрии? Стечением жизненных обстоятельств, конечно же.

film_karadjordjeКогда в 1918 году было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев, Игнац Райнталер, владелец кинотеатра в Осиеке, вХорватии, вернулся в страну своих предков, в Австрию. С собой он понес свое собрание фильмов. В конце девяностых годов прошлого века, вдова сына Райнталера продала собрание Австрийскому киноархиву. Здесь было найдено свыше 20 австрийских и немецких фильмов, считавшихся утерянными.

«Однако, для нас настоящим откровением и воодушевлением был тот факт, что при просмотре сербских материалов, мы открыли почти весь фонд первого сербского продюсера Светозара Боторича, из которого в нашей кинотеки не было ни одного метра кинопленки» рассказал Александр Эрделянович.

Тогда, кроме «Карагеоргия» были найдены и такие известные фильмы Боторича, снятые в период с 1911 по 1914 года, как «Једна сеоска српска свадба» («Одна сельская серсбкая свадьба»), «Трке на Бањици» («Скачки на Банице»), «Сахрана Милована Миловановића» («Похороны Милована Миловановича»), «Летење авијатичара Ђованија Видмера на Бањици» («Полет авиатора Джованни Видмера на Банице»), «Кроз Јужну Србију» («По Южной Сербии»), «Погреб Николаја Хартвига» («Погребение Николя Хартвига»).

«Но, это было еще не все» , продолжает Эрделянович.

«В конце нашего пребывание последовал и десерт. Иначе говоря, на вопрос есть ли еще какие-нибудь сербские фильмы, Вострими ответил что сербских фильмов нет, но остался только какой-то неидентифицированный венгерский исторический фильм. А тогда последовало и новое удивление. Перед нашим взглядом пронеслись кадры калемегданской крепости и лица известных актеров Чича-Илии Станоевича и Добрицы Милутиновича из первого снятого, но второго показанного, сербского фильма.» Это был фильм «Улрих Цељски и Владислав Хуњади» («Ульрих Цельский и Владислав Хуньяди») 1911 года. Так были найдены два первых сербских фильма.

Сначала был снят «Улрих Цељски», а затем «Карађорђе», точнее «Живот и дела бесмртног вожда Карађорђа» («Жизнь и дела бессмертного вождя Карагеоргия»), но сначала был показан второй фильм. «Улрих Цељски» был показан 14 декабря 1911 года, а премьера фильма «Карађорђе» для журналистов была проведена в том же году, но 23 октября, и поэтому этот фильм официально считается первым сербским и   вместе с тем первым балканским игровым фильмом.

Чича-Илия и француз

film_botoricО Светозаре Боториче «Забавник» подробно писал в номере 2839. Напомним только то, что когда он начал заниматься фильмами, то уже был авторитетными богатым человеком. Переходя из XIX века в XX, он владел отелем «Париз» («Париж») на Теразиях (около современного отеля «Касина»), и в кино, «научном чуде», он видел новый способ заработка. Поэтому он открыл в отеле первый в Белграде постоянный кинотеатр «Гранд биоскоп» («Гранд кино»), затем стал генеральным представителем «Братьев Пате», самого большого французского производителя кинооборудования и фильмов, и в наконец сам начал делать фильмы.

Чтобы осуществить это намерение, Боторич нанял лучших людей того времени - Чича-Илию Станоевича, актерскую звезду Народного театра и режиссера Луи де Бери, кинооператора «Пате». Как записал Станоевич, в середине 1911 года его позвал Боторич и сказал:

« - Пате послал мне одного своего отличного оператора и заказал мне снять для него сербские народные фильмы. Давай объединимся и создадим Объединение по производству сербских фильмов. Ты будешь директором и режиссером, а я буду финансировать».

Если бы в январе 1909 года Боторич в своем «Гранд Биоскопе» не показал французский фильм «Убийство герцога де Гиза», то, возможно «Улрих Цељски» и не был бы снят. Белградцам понравилась история XV века о рыцаре, которого обманом убивает французский король Генрих III: король зовет герцога во дворец с намерением убить его, герцог чувствует, что будет обманут, но все же уезжает, а во дворце люди короля окружают его и убивают. Публика идентифицировалась с борьбой слабого против сильного и потому, что сама чувствовала схожую атмосферу - это было время стремления к отделению славянских земель от Австро-Венгрии. Не исключено даже то, что этот фильм усилил убеждение в том, что нужно сопротивляться захватнических намерениям великой силы по отношению к малому народу.

Премьера через 200 лет

Осознавая успех «Герцога де Гиза», Боторич решил сделать «Ульрих Цельского и Владислава Хуњади» по его образцу этого фильма, и поэтому Ульрих и Хуньяди борются за власть в Венгрии, но Ульрих приезжает в Белград к Хуньяди на переговоры. Как только он вступил в крепость, люди Владислава подняли городские мосты и таким образом помешали солдатам Ульриха войти, а Ульриха убили. Герой фильма - историческая личность, Ульрих Цельский, внук боснийского бана Котромана, и самим этим претендент на боснийский престол, зять деспота Джураджа Бранковича, в династической борьбе с Владиславом Хуньяди, стремившимся к правлению землями около Савы и Дуная. Эта история XV века и Цельский , как повелитель славянских краев подходили для того, чтобы показать современные обстоятельства.

film_celjskiСреднестатистический зритель это фильма Боторича вероятно не знал историю, и вероятно воспринял его как еще один исторический фильм о заговоре. Вопрос и в том, запомнили ли этот фильм. Пресса не писала о нем. Он был упомянут только как четвертый пункт в программе кинотеатра Боторича 14 декабря 1911 года. Был показан в течение14 дней.

Как и когда придумывали первый фильм, Боторич и его сотрудники хотели в «Карађорђе» рассказать о своем времени. Во время первого десятилетия правления династии Карагеоргиевич «История жизни Карагеоргия с рождения до смерти», как они описали свой фильм, была правильным выбором.

О «Карађорђе», в отличие от «Ульриха Цельского», писали в тогдашней прессе, и до 2003 года, когда фильм был найден, можно было предугадать, какой он. Было известно о существовании сцен «у колодца, когда Карагеоргий отводит Елену, сбора в Орашце, когда дахии ловят удобные моменты на небе, боя на Мишаре, и когда Вуица Вуличевич убивает Карагеоргия». Было известно, что фильм сделан «чисто и отвечает современной технике», а также имена авторов и актеров.

После того, как «Карађорђе» был найден, премьерный показ был проведен в 2004 году, в честь 200 лет с начала Первого сербского восстания. Динко Туцакович, управляющий Музеем югославской кинотеки, тогда оценил, что «на балканских просторах тяжело найти конкурентов этому произведению», а также что «в то время, в более развитым странам, будущих европейских столицах кинематографа, Венгрии, Чехии кино только зарождалось»

Автор : Соня Чирич

Политикин забавник № 3095, июнь 2011 года

перевод - Эмиль Сагинтаев

От переводчика: Фильм "Карађорђе" ("Карагеоргий") можно скачать здесь