Карта Балкан
Карта Балкан

Сб04272024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Как картина Паи Йовановича "Женитьба герцога Ферри" стала "Женитьбой царя Душана"

Как картина Паи Йовановича "Женитьба герцога Ферри" стала "Женитьбой царя Душана"

Jovanovic1Жизнь художника Павла-Паи Йовановича  была соткана из интересных событий, нередко анекдотичного характера. Современники отметили, что он по природе был открытым, сердечным, быстро и легко заводил знакомства и был очень веселого нрава. Его описывали как счастливого человека, который любил и наслаждаться жизнью и работать.

Авантюрный дух и готовность брать на себя большие художественные работы, пределят его жизненный путь, ведя его из Родного Вршаца в Вену, затем в Лондон,  Мюнхен, Париж и напоследок снова в Вену, где он провел большую часть жизни.

Пик славы Пая Йованович пережил в конце XIX и начале XX века, когда получал благодарности и награды на больших международных художественных выставках  за картины из жизни людей на Балканах и за исторические композиции большого формата.

Во время подготовки ко Всемирной выставке в Париже, в 1900 году, наш прославленный художник, автор таких антологических произведений как "Сеобе Срба"("Переселение сербов") и "Таковски устанак" ("Таковское восстание"), получает заказ от австрийского эрц-герцога Франца Фердинанда, только что обручившегося с герцогиней Хотек, сделать композицию, на которой должно быть изображено средневековое венчание двух царствующих семей. У Йовановича было уже почти два десятилетия опыта работы с различными художественными заказами, и, благодаря уже подтвержденному искусству, он успевал идти навстречу различным вкусам и требованиям.

Основным замыслом реконструкции художником средневекового дворцового венчания  было разместить торжество на открытом просторе, среди народа. В центре события молодые обрученные в свадебной процессии, сидя верхом на конях и держась за руки, в сопровождении свиты придворных со знаменами и при звуках фанфар входят в городское укрепление, замок или дворец. Художник хотел создать наглядную и уравновешенную композицию выраженного торжественного характера, что ему удалось сделать. На этот раз он, однако, предпринял необычный шаг, отличающийся от его узнаваемого стиля. Этот шаг выразился в применении художественной техники пленера, необычной для изображения композиций с историческим содержанием.

Jovanovic3

В  мемуарных заметках Йованович записал, что решающей для такого поворота была встреча с великим далматинским художником Влахом Буковцом, бывшим в то время в Вене и видевшим картину Йовановича в ателье. Буковец посоветовал Йовановичу осветлить палитру, обойтись без излишних деталей и внести движение в композицию. Приняв советы, художник добавил и несколько фигур простых людей на переднем плане, где особенно выделяется реалистично нарисованный юноша в капюшоне, живой жестикуляцией и широкой улыбкой зовущий остальных сопровождать свадебную процессию.

Jovanovic5Когда картина была готова, Йованович выставил ее на ежегодной выставке Общества художников Вены под названием "Herzog Ferry IV fuhrt Elisabeth von Habsburg heim" ("Герцог Ферри IV привозит  домой Елизавету фон Габсбург"). Перед ней он выставил и одну небольшую картину из серии известных жанровых сцен из жизни балканских народов. По протоколу, во время открытия выставки авторы должны были стоять около своих работ, с нетерпением ожидая коментарии и реакцию посетителей и представителей императорского двора и самого императора и престолонаследника.

Вместо того, что бы задержать взгляд на большом полотне торжественного придворного венчания, выдержанного в светлых тонах, император и престолонаследник заинтересовались  маленькой картиной, которую посчитали лучшей. Хотя нашего художника поздравляли и публично его похвалили, ему была предъявлена претензия из-за того, что он использовал новую художественную технику пленера (изображение предмета в полной светлоте, без тени), которая противоречила официальному вкусу императорского двора. Положение вещей для художника ухудшило и то, что несмотря на ожидания  того, что заказ будет принят и соответственно награжден, этого не произошло. Он понял , что должен показать картину на других выставках, чтобы ее кто-нибудь заметил и выкупил. И в 1901 году Йованович шлет картину в Мюнхен, на большую, восьмую по счету, международную выставку в известном Стеклянном дворце. Здесь картина вызвала интерес, но куплена  не была ("Я как будто наступил босиком в лужу, и мне не было жаль", отметил позднее Пая Йованович).

Примерно в это же время Пае Йовановичу  приходит приглашение участвовать в Первой югославянской художественной выставке в Белграде в 1904 году, в честь 100 лет со времени Первого сербского восстания и восшествие  Петра Карагеоргиевича на сербский престол. Йовановичу показалось, что ему в который раз улыбнулось счастье и лучшего момента и лучшего места нельзя и пожелать. Однако, чтобы он мог послать картину, которую собирался выставить и о которой было написано как о "Свадьбе герцога Ферри", нужно было внести в нее некоторые измененияа, так как в противном случае это не имело бы смысла.

Поэтому Пая Йованович решил, что венчание останется в средневековье, но будет перемещено с одного места на другое, то есть из Лотарингии в Сербию времен Неманичей. В этом ему помогли  стихи народной эпической поэзии о венчании царя Душана Сильного, но нужно было поменять на картине и одну важную вещь - гербы семей Фридриха Ферри Лотарингского и Елизаветы Габсбург. Геральдические знаки их семей были видны на отдельных местах на картине.

Jovanovic4Рукой опытного и искусного мастера он заменил их геральдическими отличиями двух балканских династий, сербских Неманичей (двуглавый белый орел с щитом и огнивами) и болгарских Асенов (красный лев). Осталась подпись художника, написанная в немецкой транскрипции как Йоаноритхц. Однако это не стало препятствием к тому, чтобы картина появилась на первом большом художественном смотре югославянских народов в Белграде в 1804 году под названием "Женитьба царя Душана".

Судьба выставленной в Белграде картины была такой же, как и на предыдущих выставках, что удивило Паю Йовановича, так как он ожидал что кто-то из официальных лиц заинтересуется  ей и поможет купить ее для музея. По завершении выставки он много раз обращался к управляющему Народным музеем Милое Васичу и министру просвещения и церковных дел Андрие Николичу, чтобы ему вернули картину, потому что она не была ни куплена, ни привезена на его венский адрес. Он ждал картину почти год, чтобы потом продолжить посылать ее на другие выставке в Европе. Особенно  она была отмечена в Париже в 1913 году, когда была сделана ее репродукция в каталоге выставки Салона под новым названием "Panneau decorative pour le Palais royal d’Uskup" ("Декоративное панно для королевского дворца в Скопье")

Дальнейший путь этой картины привел Паю Йовановича в Дубровник, где он встретился с известным коллекционером Антуновичем, который высказал интерес к его произведению и купил упомянутую картину.

Непосредственно перед Второй мировой войной, или сразу после войны, картина перешла во владение Художественной галереи в Дубровнике, где была инвентаризована как  "Рыцарская свадьба". До 1970 года, когда картина была выкуплена  для Народного музея в Белграде ее выставляли время от времени, но не в составе постоянной  экспозиции дубровницкой галерии. Таким образом, это значительное художественное произведение с двумя версиями официального названия - оригинальным, венским, и переработанным, белградским, напоследок получило постоянного владельца, который под своей крышей собрал   две великих и родственных композиции  - "Женитьба царя Душана" и "Коронация царя Душана", что было желанием и самого Паи Йовновича еще в 1904 году.

Jovanovic2Из-за участившихся заказов и выраженной любви нашего народа, Пая Йованович часто  перерисовывал  свои известные произведения - такие как „Мачевање” ("Фехтование"), „Борба петлова” ("Петушиный бой"), „Сеобе Срба” ("Переселение сербов"), „Таковски устанак” ("Таковское восстание"), „Крунисање цара Душана” ("Коронация царя Душана") , - в нескольких вариантах, при этом всегда добавляя какие-то небольшие изменения. И известные наброски вооинов, мужчин и женщин на известных картинах из жизни балканских народов он использовал при компоновке больших и  более сложных картин на историческую тему.

Создавая таким образом новые, живописные отрывки  из жизни и  истории народа этого простора, Пая Йованович, благодаря несомненному дару и большой работе,  а также пробужденному интересу Европы к Балканам и их судьбе в XIX веке, получал симпатии и признания везде, где присутствовали его картины. Поэтому неслучайното, что он стал первым сербским художником, получившим множество международных наград: он получил нескольких золотых медалей - на государственной выставке в Вене в 1898 за картину "Борба петлова", всемирной выставке в Париже в 1900 году за картину "Крунисање цара Душана", на международной выставке Художественного общества в Вене в 1901 году за картину "Женитьба герцога Ферри" (или "Женитьба царя Душана") , на парижском Салоне в 1902 за картину "Furor Teutonicus".

Автор - Петар Петрович,

"Политикин забавник" № 3096, 10 июня 2011

перевод - Эмиль Сагинтаев