Момо первым нашел принцессу Елизавету
- Подробности
- Опубликовано Пятница, 17 Июнь 2011
- Автор: hersekli
Супруга покойного Момо Капора рассказывает об их знакомстве, доказательстве любви, принцессе Карагеоргиевич, о том как он писал рассказы и картины, восприятии Хиландара, болезни, смерти...
Лиляна Капор, супруга художника и писателя Момо Капора (1937-2010), редактировала, после его смерти, книгу о нем - «Легенда Капор». Здесь 55 его друзей написали свои воспоминания о своей дружбе с ним. Лиляна Капор - основатель и директор благотворительного учереждения «Момчило Момо Капор», из фонда которого каждый год будут попеременно награждаться художник и писатель. Еще три дня в Белграде, в Большой галереи Дома армии, можно будут увидеть выставку «Белградские истории», которая представляет мотивы главного города, увиденные глазами многогранного художника.
Что нового вам рассказала «Легенда Капор»?
У меня было затаенное желание что кто-нибудь расскажет что-то, что я не слышала раньше, но я прочитала те истории, которые мне рассказывал и Момо. Вообще, когда он рассказывал кому-нибудь что-то, что я слышала бесчисленное количество раз, он смотря на меня, смеялся и говорил: «Ух, хорошо, Лики смеется. Значит, еще любит меня. Знаете, когда жена перестает смеяться вашим рассказам, это - конец.»
Как вы познакомились?
Я была стуюардесой в ЈАТ-е. При взлете, из-за возможной нехватки кислорода говорят: «Перед вашими головами выпадут маски с кислородом», а Момо громко добавил: «и плавник». Как было не влюбиться в такого человека. Тогда он мне сказал, что боится полетов и падений, и попросил меня, что бы я держала его за руку. Так, держась за руки, мы были вместе больше 25 лет.
Что для Вас было доказательством любви?
То, что мы вместе провели столько лет, «пока смерть не разлучит нас», как обещали друг другу при венчании. Также то, что любовь была везде вокруг нас - и когда было тяжело и когда было хорошо. Нужно ли большее доказательство?
А до брака?
Когда я была в самолете, а он на пляже в Дубровнике, я посылала ему сигналы : когда самолет пролетал над пляжем, то включались и выключались позиционные огни и самолет взмахивал крыльями! Это был знак того, что я прилетаю в Купаре. А он спорил с друзьями о том, что такой-то самолет во столько-то времени пролетит над ними, будет включать и выключать позиционные огни и взмахивать крыльями.
Когда он «придумал» Елизавету?
Момо был первым послевоенным сербом, нашедшим принцессу Елизавету Карагеоргиевич, дочь князя Павла. В книге «Исповести» («Исповеди») он писал о том, как они познакомились на приему у Нины Розеберг в Нью-Йорке, в 1976 году. «Она была нереально красива», говорил он мне. На визитной карточке, которую она ему дала, было написано: «Elizabeth Karagjorgjevich – Princess of Yugoslavia»(«Елизавета Карагеоргиевич - Принцесса Югославии»). Когда он написал роман «Зое», о принцессе в Нью-Йорке, Елизавета была только в эпизоде, остальные роли получили некоторые другие дамы из Нью-Йорка, водившие его по лабиринтам этого его любимого города.
В какой атмосфере он писал книги, а в какой картины?
Для написания книг ему была нужна тишина. Последний десяток лет из-за слабого зрения он диктовал тексты. Он любил все пересказывать друзьям, чтобы услышать их реакцию. А в то время, когда он писал картины атмосфера в доме была совсем другой. Момо слушал музыку и беседовал с друзьями. Он даже давал интервью, когда писал картины. Момо любил, чтобы ему читали вслух в то время, пока он пишет картину. Тогда он возвращался к рассказам Чехова и Андричу.
Где он находил идеи для книг?
Самая драгоценная вещь в искусстве - это история, которая является сущностью всякого художественного произведения. Каждый писатель оплачивает историю своей жизнью, так как она должна произойти и быть прожитой, чтобы в нее поверили. Хорошая история - общий знаменатель для всех книг Момо, статей в газетах, драм и картин. Он находил их всюду, в путешествиях по свету, летних отпусках на разных морях, но особенно в самобытных историях его герцеговинцев.
Как вы воспринимали Момо?
Больше всего я любила отношение Момо к жизни. Он был самым большим поборником красоты. Он производил радость и наслаждался ей. Красоту он творил, рисуя ее, а его литература - это энциклопедия нашей повседневной жизни. Для него каждый день был неповторим. И поэтому он всегда старался что-то сделать: небольшой рисунок, часть картины, начало какого-нибудь рассказа. То, чему я всегда удивлялась, и каждый раз не могла даже вздохнуть, это момент, когда я видела когда на пустом, белом холсте, пока он рисует, появляются лица девушек, Мадонн Леонардо, Белграда, Ады... Для меня много значат эти линии и цвета, открывавшие красоту и сущность его пребывания на этом свете. Тем более сейчас, когда его нет.
Когда он заболел?
Рак горла был обнаружен в 2002 году. После облучения в Белграде мы поехали в Лозанну, на операцию. Она прошла успешно, после двух лет терапии, по-медицински он был здоровым человеком. Но, болезнь вернулась два года назад. И после тяжелой операции и гемотерапии, исход известен.
Он боялся?
Что касается его отношения к смерти, он часто цитировал Леонардо да Винчи: «Всю жизнь я думал, что учусь жить, а на самом деле учился умирать». Но он любил и шутку писателя Вильяма Сарояна, за месяц до смерти пославшего письмо в «Нью-Йорк Таймс», с условием, чтобы оно было открыто через месяц после его смерти. Сароян написал: «Я знал, что каждый человек должен умереть, но думал, что со мной это никогда не произойдет. Ну, вот и произошло.»
-----------------------------------------------------------------------
Когда паломник станет лучшим человеком
Он рассказывал Вам о Хиландаре?
«Наше только то, что мы даем другим». Так говорил отец Митрофан, с которым Момо посетил Хиландар. Все важное, что он видел, слышал и почувствовал там, все что приосходило в те 24 часа, он описал в романе «Хроника потерянного города». Это одна из трех книг, из которых состоит «Сараевская трилогия». Он говорил, что в «Хиландаре человек может провести один день, одну ночь или целую вечность, но точно то, что паломник станет лучшим человеком. Вообще неважно, когда вы придете туда. Это путешествие - не туризм, а лекция по человечности». Все рассказы Момо о Хиландаре - настоящие маленькие шедевры.
Славко Трошель,
Газета «Политика»,
опубликовано 12 июня 2011 года.
перевод – Эмиль Сагинтаев