Монастыри Центральной Сербии: Жича, Студеница, Сопочаны
- Подробности
- Опубликовано Суббота, 05 Июнь 2010
- Автор: Acme
Фрески с темными насыщенными цветами, выразительные, хотя и двухмерные библейские образы, фасады, сияющие при свете дня, - монастыри и церкви этого периода являются важной частью эстетического наследия региона. А также свидетельством того, что если бы Балканы не пали под натиском Оттоманской Империи, здесь могли бы развиться своя школа философии и искусства, сопоставимая по значимости с итальянской времен Возрождения.
Жича: близко и к Риму, и к Константинополю
Эти стены красного кирпича - один из наиболее ярких символов Сербии.
Монастырь Жича, названный так вслед за селом, что располагалось неподалеку, был построен сыном Стефана Немани Савой и символично расположен на одинаковом расстоянии, как от Рима, так и от Константинополя. Это место - выраженное желание средневековой Сербии быть независимым, балансируя между двумя столицами европейского христианства.
В контексте 12 века это было достаточно смелым желанием. Ухудшение отношений с православной или католической церковью в то время могло привести не только к дипломатическим трудностям, но и к войне. Это было серьезным испытанием для Святого Савы, который как раз вернулся из продолжительного паломничества на горе Афон.
Его убежденность в том, что Сербской церкви надо быть так же близкой к Константинополю, как и к Риму оставила заметные следы в религиозных строениях того времени: внешний вид церквей романский, а внутреннее убранство - византийское. Иконография выражает восточные традиции, а фасады, как у католических церквей - декорированы животными и растениями вокруг порталов.
Жича стала первым престолом сербского архиепископа, после основания автокефальной Сербской церкви в 1219 году, а в 1221 году здесь был коронован первый король Сербии Стефан Первовенчаный, и в связи с этим, Жича имеет особое значение для сербов.
Оригинальные фрески уничтожались на протяжение долгого времени - в 1290 году во время нападения болгар и позже, во время турецкого правления. Но часть из них все же была сохранена, спрятанная в стенах монастыря, и сейчас является объектом работ реконструкторов.
Монастырь расположен в часе ходьбы от центра города Кралево, к югу от Белграда.
Студеница: гробница Стефана Немани и первая ласточка сербского реализма в искусстве
Монастырь Студеница был построен, согласно неписанному правилу Восточной православной церкви, в, по возможности, наиболее труднодостижимом месте. Подобно византийским монастырям в Метеоре, Мистре, Сумеле в Студеницу можно было добраться, только пройдя узкой горной тропой.
В 1190 году, высоко в горах над речкой Студеница сербский правитель Стефан Неманя основал этот монастырь, ставший впоследствии сценой для серии драматических событий в его жизни. Здесь Стефан Неманя жил некоторое время после своего отречения от престола, перед тем, как отправиться в Хиландар на Афоне. После смерти его останки были переправлены в Студеницу, где сейчас покоятся в гробнице, ставшей одним из самых сакральных мест для сербов.
Две сохранившиеся до наших дней церкви монастыря, построенные в 12 и 13 веках из белого мрамора - церковь Богородицы и Королевская церковь (церковь святых Иоакима и Анны).
Центральная и самая большая - церковь Богородицы, еще носит название «матери всех сербских храмов». Романский стиль здесь проявляется еще отчетливее, чем в Жице. Покрытие стен из резного мрамора не типично для религиозной архитектуры Центральных Балкан того времени. Декорации в виде фигурок и растений присущи адриатическим строениям, где сильно влияние Венеции.
Но наиболее интересной кажется северная стена Королевской церкви, где с удивительным реализмом изображено рождение Девы Марии: рядом с новорожденной стоят две женщины - одна тыльной стороной ладони проверяет температуру воды, другая стоит у подноса с хирургическими инструментами.
Студеница находится на полпути между Кралево и Нови Пазаром, около Ушче.
Сопочаны: неслучившийся сербский Ренессанс
Среди всех средневековых монастырей Центральной Сербии, Сопочанам удалось сохранить наиболее впечатляющие иконы и фрески, которые считаются свидетельством большого потенциала Сербии в области изобразительного искусства, подорванного вторжением турок.
Сопочаны находятся неподалеку от руин древней столицы сербского княжества Рашка, города Рас, в долине устья реки с тем же названием. Построенный царем Урошем I в середине 13 века, в 1389 году, после Косовской битвы монастырь был разрушен турками, в период с 17 по 19 век он был в полуразрушенном состоянии, но каким-то образом ему удалось сохранить большую часть внутреннего убранства. В 1979 году Сопочаны были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Центральная церковь Святой Троицы, как и большинство монастырей Рашской школы, в экстерьере имеет черты романского стиля, сохранившиеся от исходного проекта. Единственная оставшаяся часть, достроенная позже - это колокольня, построенная в 14 веке.
Большинство рисунков интерьера изображают различные сцены из жизни династии Неманичей, почитаемой современниками наравне с христианскими святыми. Стефан Неманя изображен как монах, а не как король.
Фрески у алтаря считаются наиболее ценными. Созданные специально приглашенными мастерами из Константинополя, они, по мнению историков искусств, представляют собой своего рода завещание, отражающее те процессы, что происходили в искусстве региона, отсылающем к гуманизму итальянского Возрождения.
Монастырь находится недалеко от Нови Пазора.
По материалам
Balkan Traveller's Guide, Комплетан водич кроз Србију