Карта Балкан
Карта Балкан

Ср10092024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Монастыри Центральной Сербии: Жича, Студеница, Сопочаны

Монастыри Центральной Сербии: Жича, Студеница, Сопочаны

Монастыри Центральной СербииТри наиболее впечатляющие монастыря Центральной Сербии - Жица, Студеница и Сопочани представляют собой пример энергии, с которой династия Неманичей взялась за консолидацию независимых сербских княжеств в 12-13 веках. Лучшие мастера Византии и Зеты (нынешняя Черногория), работавшие тогда под влиянием искусства Венеции были привлечены для создания шедевров средневековой архитектуры.

Фрески с темными насыщенными цветами, выразительные, хотя и двухмерные библейские образы, фасады, сияющие при свете дня, - монастыри и церкви этого периода являются важной частью эстетического наследия региона. А также свидетельством того, что если бы Балканы не пали под натиском Оттоманской Империи, здесь могли бы развиться своя школа философии и искусства, сопоставимая по значимости с итальянской времен Возрождения.

 

Жича: близко и к Риму, и к Константинополю

Эти стены красного кирпича - один из наиболее ярких символов Сербии.
Монастырь Жича, названный так вслед за селом, что располагалось неподалеку, был построен сыном Стефана Немани Савой и символично расположен на одинаковом расстоянии, как от Рима, так и от Константинополя. Это место - выраженное желание средневековой Сербии быть независимым, балансируя между двумя столицами европейского христианства.
В контексте 12 века это было достаточно смелым желанием. Ухудшение отношений с православной или католической церковью в то время могло привести не только к дипломатическим трудностям, но и к войне. Это было серьезным испытанием для Святого Савы, который как раз вернулся из продолжительного паломничества на горе Афон.
Его убежденность в том, что Сербской церкви надо быть так же близкой к Константинополю, как и к Риму оставила заметные следы в религиозных строениях того времени: внешний вид церквей романский, а внутреннее убранство - византийское. Иконография выражает восточные традиции, а фасады, как у католических церквей - декорированы животными и растениями вокруг порталов.
Жича стала первым престолом сербского архиепископа, после основания автокефальной Сербской церкви в 1219 году, а в 1221 году здесь был коронован первый король Сербии Стефан Первовенчаный, и в связи с этим, Жича имеет особое значение для сербов.
Оригинальные фрески уничтожались на протяжение долгого времени - в 1290 году во время нападения болгар и позже, во время турецкого правления. Но часть из них все же была сохранена, спрятанная в стенах монастыря, и сейчас является объектом работ реконструкторов.
Монастырь расположен в часе ходьбы от центра города Кралево, к югу от Белграда.

Монастырь Жича

Монастырь Жича

Монастырь Жича

Монастырь Жича

Монастырь Жича

 

Студеница: гробница Стефана Немани и первая ласточка сербского реализма в искусстве

Монастырь Студеница был построен, согласно неписанному правилу Восточной православной церкви, в, по возможности, наиболее труднодостижимом месте. Подобно византийским монастырям в Метеоре, Мистре, Сумеле в Студеницу можно было добраться, только пройдя узкой горной тропой.
В 1190 году, высоко в горах над речкой Студеница сербский правитель Стефан Неманя основал этот монастырь, ставший впоследствии сценой для серии драматических событий в его жизни. Здесь Стефан Неманя жил некоторое время после своего отречения от престола, перед тем, как отправиться в Хиландар на Афоне. После смерти его останки были переправлены в Студеницу, где сейчас покоятся в гробнице, ставшей одним из самых сакральных мест для сербов.
Две сохранившиеся до наших дней церкви монастыря, построенные в 12 и 13 веках из белого мрамора - церковь Богородицы и Королевская церковь (церковь святых Иоакима и Анны).
Центральная и самая большая - церковь Богородицы, еще носит название «матери всех сербских храмов». Романский стиль здесь проявляется еще отчетливее, чем в Жице. Покрытие стен из резного мрамора не типично для религиозной архитектуры Центральных Балкан того времени. Декорации в виде фигурок и растений присущи адриатическим строениям, где сильно влияние Венеции.
Но наиболее интересной кажется северная стена Королевской церкви, где с удивительным реализмом изображено рождение Девы Марии: рядом с новорожденной стоят две женщины - одна тыльной стороной ладони проверяет температуру воды, другая стоит у подноса с хирургическими инструментами.
Студеница находится на полпути между Кралево и Нови Пазаром, около Ушче.

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница

 

Сопочаны: неслучившийся сербский Ренессанс

Среди всех средневековых монастырей Центральной Сербии, Сопочанам удалось сохранить наиболее впечатляющие иконы и фрески, которые считаются свидетельством большого потенциала Сербии в области изобразительного искусства, подорванного вторжением турок.
Сопочаны находятся неподалеку от руин древней столицы сербского княжества Рашка, города Рас, в долине устья реки с тем же названием. Построенный царем Урошем I в середине 13 века, в 1389 году, после Косовской битвы монастырь был разрушен турками, в период с 17 по 19 век он был в полуразрушенном состоянии, но каким-то образом ему удалось сохранить большую часть внутреннего убранства. В 1979 году Сопочаны были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Центральная церковь Святой Троицы, как и большинство монастырей Рашской школы, в экстерьере имеет черты романского стиля, сохранившиеся от исходного проекта. Единственная оставшаяся часть, достроенная позже - это колокольня, построенная в 14 веке.
Большинство рисунков интерьера изображают различные сцены из жизни династии Неманичей, почитаемой современниками наравне с христианскими святыми. Стефан Неманя изображен как монах, а не как король.
Фрески у алтаря считаются наиболее ценными. Созданные специально приглашенными мастерами из Константинополя, они, по мнению историков искусств, представляют собой своего рода завещание, отражающее те процессы, что происходили в искусстве региона, отсылающем к гуманизму итальянского Возрождения.
Монастырь находится недалеко от Нови Пазора.

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны

 

 

По материалам

Balkan Traveller's Guide, Комплетан водич кроз Србију