Параллельное одиночество
- Подробности
- Опубликовано Вторник, 08 Сентябрь 2009
- Автор: Acme
«Никогда не было так много художников, но так мало искусства». Эти слова так часто повторяют, что они почти потеряли свой смысл.
К счастью, есть волшебники, маги и алхимики, обладающие даром, превращать мечту в форму, чувства в цвет, и биение жизненного пульса в то, что можно увидеть, потрогать. Это люди, которые обогащают нашу жизнь своим искусством. Сербские художники Владимир Дунич, Радован Йокич и Здравко Мандич. Что у них общего?
Принимая из огромного наследия только то, что подходит для их собственного творчества, художники создают произведения искусства, направленные не только на любование. Они требуют от зрителя мысли, созерцания и знания, с тем, чтобы выявить невидимые смыслы их живописи, требуют активного интеллектуального участия. Их работы становятся своего рода приглашением для медитации.
Основная тема творчества этих художников - человек и его одиночество в нашем времени, его хрупкость, незащищенность.
Сербский художник Владимир Дунич. Родился в Чачаке в 1957 году.
Живет и работает как независимый художник в Белграде. Окончил Академию изобразительных искусств в Белграде в 1981 году и является членом УЛУС (ассоциации изобразительного искусства Сербии) с 1982 года. Дунич принял участие в нескольких персональных и групповых выставках, как в бывшей Югославии и за рубежом (Токио, Торонто, Париж). Работы Дунича завоевали многочисленные награды и постоянно выставлены в Национальном музее в Белграде, в сербском парламенте, и в многочисленных галереях.
После краткого опыта концептуализма и аналитических комиксов в молодости, Дунич довольно быстро и окончательно выбрал фигуративную живопись.
Владимир Дунич представлен в Антологии сербского искусства второй половины ХХ век (живописи), как "Мастер изображения беззвучной атмосферы, погруженной в пустоту личности".
Его работы узнаваемы, запоминаются с первой встречи.
Можно выделить несколько циклов картин в его творческом багаже: зал ожидания, цикл изображений воды и лунной ночи, изображение неба и последний цикл, создающий легенду, которая называется "Три сестры". Тонкость проработки, лирическая мягкостью в изображении персонажей создают атмосферу, в которой люди являются статичными и отчужденными. Словно их образы переместились из мира людей, а их души задержались в метафизическом пространстве между небом и землей. Его картины сюрреалистичны и безмятежны. Реальность, без анекдотов, истории, без декоративности и без местного колорита. С точки зрения гармонии, дух этих картин близок к духу математики и музыки.
Чувство одиночества в современных городах, Дунич усиливает посредством освещения угловых стыков крыш, заостряет контуры фасадов, тесноту интерьеров или бездушную атмосферу в залах ожидания, офисах и заводах. Поступая таким образом, ему удается поднять банальный взгляд до уровня символа и возвыситься над сырьем повседневной жизни.
Картины Дунича осторожные по своему методу: кропотливо и тонко проработаны поверхности холста, почти ласково прописан туманный ажур одежды персонажей - благодаря этим качествам этого художника, они напоминают старых японских мастеров, которые могли нанести последний аккорд с ослепительной чистотой.
Дунич дает интересные названия своим картинам - «Соблазнительные под сводами Поэзии», «Хроники Меланхолии», «Королева рыб и заколдованный замок», «Зеркала темная вода», «Ящик Пандоры», «Изображения земли и неба», цикл «Глаза молчания под покрывалами», «Ноев ковчег».
Что происходит в мире Дунича? Тихо. При приближении у вас складывается впечатление, что не слышно звука. Занавески на окне перемещаются, но ветер не имеет голоса. Птицы летают, но это птицы-тени. Одиночество, но не одиночество брошенных, забытых, или разочаровавшихся, а одиночество тех, кто знает самый большой секрет и тайну бытия. Бабочки и ласточки указывают на то, что жизнь меняется на новую жизнь, новое рождение и духовную трансформацию.
"Во сне ни у кого нет имени. Окликни уснувшего чужим именем, даже женским мужчину, и спящего разбудит не имя, а твой голос. Поэтому сильнейшим воздействием на спящего обладают слова, обращенные к человеку, который только что уснул и потерял имя, то есть слова, заброшенные прямо в его сон. В зависимости от того, что ему нашептываете или читаете, у спящего изменяются мысли" (М. Павич)
Радован Йокич живет и работает в городе Нови Сад.
Родился в 1962 году. Окончил Академию художеств в Нови Саде, факультет живописи. С 1986 года принимал участие во многих групповых выставках в стране и за рубежом.
Аутентичность городской среды в начале нового века - тема живописи Радована Йокича. Тема решается реалистично, и изображения отличаются ясностью, прямотой и точностью фотографической презентации. Он изображает жизнь сегодняшнего города, единственная забота которого выглядеть беззаботным, уверенным в своём неотразимом очаровании. Его цикл "Прохожие" полностью погружает зрителя в реалии мегаполиса, в окружение конкретной архитектуры города, мир сияющих витрин магазинов, рекламы, визуальной коммуникации ... Сутью изображения в картинах Радована Йокича является отчуждение человека. "Я люблю большие города, так что я не тот человек" (Достоевский) ... Целью художника было создание психологической структуры, в которой зритель за пределами галереи сможет увидеть своими глазами ОТЧУЖДЕНИЕ - женская фигура, остановившаяся у освещенной витрины, мужская фигура, часто со спины, уходящая в перспективу города... «Я прибегал к серии последовательных городских ландшафтов, в которых в центре есть человек» (Радован). Улица является маскировкой мнения, парадом масок. Карнавалом жизни. Каждое время имеет собственную символику, атрибуты статуса, мечты, наконец. Диктат моды и хай-тека в жизни человека города - как предостерегающее смутное воспоминание о потерянном рае. Гамлет в куртке от Валентино. Неповторимая красота, вечная соблазнительность и обманчивая легко доступность проходящих мимо незнакомок. Или киноварь помады в витрине магазина как страстный поцелуй - яростная печать нашей так мало проласканной жизни. Человека является создателем и жертвой собственного мира, роскошного и пустого в то же время. Радован: «В отчаянной попытке никогда, никогда я не смогу остановиться». «Прохожие» Радована Йокича в вечном движении, безмолвном монологе, полностью подвержены опасностям внешнего мира - как ходить по этой невидимой проволоке, отделяющей свет от тьмы, видимое от невидимого, зачастую вертикально вниз, до самой сути вещей. «Человеческая жизнь странная гонка: цель не в конце пути, а где-то посередине, и ты бежишь, бежишь, может быть, давно уже мимо пробежал, да сам того не знаешь, не заметил, когда это произошло. Так никогда и не узнаешь. Поэтому бежишь дальше» (М. Павич). Вдохновение художников питается личным опытом. Есть вещи, которые даже не имеют имен. В каждой из своих картин, Радован явно сочувствует всем этим безнадежно одиноким "прохожим". Бесконечные параллельные судьбы. Он сочувствует им и сознает свое одиночество и отчуждение. Таким образом, оставаясь при этом глубоко связанным с визуальным опытом реализма, художник стремится к непосредственному выражению духовной реальности. Художник способен, почти экспрессионистским жестом выделить, не внешнее, а внутреннюю составляющую жизни, обнажить психологические мотивы. При такой расстановке сил, времени и вечности, учитывая созвездия смыслов и жизни короткий срок, Город у Радована Йокича как египетские пирамиды - верные свидетели человека и важных аспектов его бытия.
Сербский художник Здравко Мандич родился в 1935 году.
За плечами художника, кстати, одного из самых дорогих сербских художников, классическое академическое образование. Он выпускник и аспирант Академии изобразительных искусств в Белграде. Мандич является классическим художником, живущим и работающим в Зренянине, имеющим более 100 сольных и 500 групповых выставок в бывшей Югославии и за рубежом, получившим множество наград.
Стиль художника называют грустным минимализмом. Акварель и масло - вот краски художника для его пейзажей на реке с человеческими фигурами, исчезающими в мглистом тумане, который критики часто называют "туманом волшебника".
Туман, меланхолия, тихое место - темы Здравко Мандича. Его пейзажи на реке с человеческими фигурами, исчезающими в мглистом тумане, передают знакомое всем настроение, когда, закутавшись в шерстяное пальто, можно часами бродить по пустому песчаному пляжу, всматриваться в светло-серый туман и думать «ни о чем». Художник знает, что тайна нашего мира неисчерпаема.
Его пейзаж эволюционировал от конкретного пейзажа Воеводины, превратился в "атмосферу" и стал символом жизни. Как ни парадоксально, но, пожалуй, он нашел единственно правильный путь для доступа к изображению внутреннего мира человека живущего в Воеводине.
Его картины атмосферны, метафизичны и снисходительно грустны.
Складывается впечатление, что все его работы лишь признание фатальной неспособности человека познать себя.
Глубокая тайна черной желчи, меланхолии, предчувствия и интуиции, вызывают духов от Дюрера до Кирико, философов от Бертона до Шопенгауэра.
Художник, иконографически простой, но чувствительный.
Отказавшись от обычного гиперреализма и реализма, Мандич решительно сократил свои отношения с миром, минимализировав визуальные элементы.
Его стратегия - отступление от шума. Мир - как шум и ярость современного искусства. Он же выбрал зачарованность в тишину, покой, сновидение, процесс изображения отражения домов, вербы в воде, обыденность повседневной сельской среды и жизни ее обитателей.
Художник ставит вопросы. О жизни фермеров и рыбаков в обыденном мире, потерянных в пространстве и времени, о сербах в их перемещении по миру, их миграциях. Заставляет стать просто свидетелями драматического существования человека в этом мире и заставляет думать.
Мандич, обращаясь к теме Одиночества, мир отождествляет с пейзажем. Изображает одиночество человека в космосе. Такая способность доступна лишь части философов и художников, тех, кто имеет привилегию проникнуть в душу человека.
Вечный туман. Такой вот итог семидесяти лет жизни. Напоследок - только вопросы.
"Вы, люди, не умеете измерять свои дни. Вы мерите только их длину и говорите, что день длится двадцать четыре часа. А дни ваши иногда имеют и глубину, причем большую, чем длина, и глубина эта может достигать месяца или даже года вашей длины дней. Поэтому вы не можете окинуть взглядом свою жизнь. Не говоря уже о смерти.."( М. Павич)
С благородным упорством и талантом художники Владимир Дунич из Белграда, Радован
Йокич из Нового Сада и Здравко Мандич из Зренянина являются адвокатами серьезной фигуративной живописи в трудные времена, когда изобразительное искусство бездумно вытолкнули на обочину нашей культуры.
Светлана (kukuruza-a) Кузьмичева