Карта Балкан
Карта Балкан

Пт04262024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Культура Параллельное одиночество

Параллельное одиночество

Современные сербские художники"Искусство это ложь, которая помогает нам понять истину"
Пикассо
 


«Никогда не было так много художников, но так мало искусства». Эти слова так часто повторяют, что они почти потеряли свой смысл.
К счастью, есть волшебники, маги и алхимики, обладающие даром, превращать мечту в форму, чувства в цвет, и биение жизненного пульса в то, что можно увидеть, потрогать. Это люди, которые обогащают нашу жизнь своим искусством.
Сербские художники Владимир Дунич, Радован Йокич и Здравко Мандич. Что у них общего?

Они все - художники с яркой индивидуальностью, своим языком. Язык этот рожден глубокими знаниями и постоянной переоценкой эстетических богатств художественного творчества мастеров от Возрождения до наших дней.
Принимая из огромного наследия только то, что подходит для их собственного творчества, художники создают произведения искусства, направленные не только на любование. Они требуют от зрителя мысли, созерцания и знания, с тем, чтобы выявить невидимые смыслы их живописи, требуют активного интеллектуального участия. Их работы становятся своего рода приглашением для медитации.
Основная тема творчества этих художников - человек и его одиночество в нашем времени, его хрупкость, незащищенность.

Сербские художники - Владимир ДуничСербский художник Владимир Дунич. Родился в Чачаке в 1957 году.
Живет и работает как независимый художник в Белграде. Окончил Академию изобразительных искусств в Белграде в 1981 году и является членом УЛУС (ассоциации изобразительного искусства Сербии) с 1982 года. Дунич принял участие в нескольких персональных и групповых выставках, как в бывшей Югославии и за рубежом (Токио, Торонто, Париж). Работы Дунича завоевали многочисленные награды и постоянно выставлены в Национальном музее в Белграде, в сербском парламенте, и в многочисленных галереях.
После краткого опыта концептуализма и аналитических комиксов в молодости, Дунич довольно быстро и окончательно выбрал фигуративную живопись.
Владимир Дунич представлен в Антологии сербского искусства второй половины ХХ век (живописи), как "Мастер изображения беззвучной атмосферы, погруженной в пустоту личности".
Его работы узнаваемы, запоминаются с первой встречи.
Можно выделить несколько циклов картин в его творческом багаже: зал ожидания, цикл изображений воды и лунной ночи, изображение неба и последний цикл, создающий легенду, которая называется "Три сестры". Тонкость проработки, лирическая мягкостью в изображении персонажей создают атмосферу, в которой люди являются статичными и отчужденными. Словно их образы переместились из мира людей, а их души задержались в метафизическом пространстве между небом и землей. Его картины сюрреалистичны и безмятежны. Реальность, без анекдотов, истории, без декоративности и без местного колорита. С точки зрения гармонии, дух этих картин близок к духу математики и музыки.
Чувство одиночества в современных городах, Дунич усиливает посредством освещения угловых стыков крыш, заостряет контуры фасадов, тесноту интерьеров или бездушную атмосферу в залах ожидания, офисах и заводах. Поступая таким образом, ему удается поднять банальный взгляд до уровня символа и возвыситься над сырьем повседневной жизни.
Картины Дунича осторожные по своему методу: кропотливо и тонко проработаны поверхности холста, почти ласково прописан туманный ажур одежды персонажей - благодаря этим качествам этого художника, они напоминают старых японских мастеров, которые могли нанести последний аккорд с ослепительной чистотой.
Дунич дает интересные названия своим картинам - «Соблазнительные под сводами Поэзии», «Хроники Меланхолии», «Королева рыб и заколдованный замок», «Зеркала темная вода», «Ящик Пандоры», «Изображения земли и неба», цикл «Глаза молчания под покрывалами», «Ноев ковчег».
Что происходит в мире Дунича? Тихо. При приближении у вас складывается впечатление, что не слышно звука. Занавески на окне перемещаются, но ветер не имеет голоса. Птицы летают, но это птицы-тени. Одиночество, но не одиночество брошенных, забытых, или разочаровавшихся, а одиночество тех, кто знает самый большой секрет и тайну бытия. Бабочки и ласточки указывают на то, что жизнь меняется на новую жизнь, новое рождение и духовную трансформацию.
"Во сне ни у кого нет имени. Окликни уснувшего чужим именем, даже женским мужчину, и спящего разбудит не имя, а твой голос. Поэтому сильнейшим воздействием на спящего обладают слова, обращенные к человеку, который только что уснул и потерял имя, то есть слова, заброшенные прямо в его сон. В зависимости от того, что ему нашептываете или читаете, у спящего изменяются мысли" (М. Павич)
Владимир Дунич

 

Владимир Дунич

Владимир Дунич

Сербские художники - Радован ЙокичРадован Йокич живет и работает в городе Нови Сад.
Родился в 1962 году. Окончил Академию художеств в Нови Саде, факультет живописи. С 1986 года принимал участие во многих групповых выставках в стране и за рубежом.
Аутентичность городской среды в начале нового века - тема живописи Радована Йокича. Тема решается реалистично, и изображения отличаются ясностью, прямотой и точностью фотографической презентации. Он изображает жизнь сегодняшнего города, единственная забота которого выглядеть беззаботным, уверенным в своём неотразимом очаровании. Его цикл "Прохожие" полностью погружает зрителя в реалии мегаполиса, в окружение конкретной архитектуры города, мир сияющих витрин магазинов, рекламы, визуальной коммуникации ... Сутью изображения в картинах Радована Йокича является отчуждение человека. "Я люблю большие города, так что я не тот человек" (Достоевский) ... Целью художника было создание психологической структуры, в которой зритель за пределами галереи сможет увидеть своими глазами ОТЧУЖДЕНИЕ - женская фигура, остановившаяся у освещенной витрины, мужская фигура, часто со спины, уходящая в перспективу города... «Я прибегал к серии последовательных городских ландшафтов, в которых в центре есть человек» (Радован). Улица является маскировкой мнения, парадом масок. Карнавалом жизни. Каждое время имеет собственную символику, атрибуты статуса, мечты, наконец. Диктат моды и хай-тека в жизни человека города - как предостерегающее смутное воспоминание о потерянном рае. Гамлет в куртке от Валентино. Неповторимая красота, вечная соблазнительность и обманчивая легко доступность проходящих мимо незнакомок. Или киноварь помады в витрине магазина как страстный поцелуй - яростная печать нашей так мало проласканной жизни. Человека является создателем и жертвой собственного мира, роскошного и пустого в то же время. Радован: «В отчаянной попытке никогда, никогда я не смогу остановиться». «Прохожие» Радована Йокича в вечном движении, безмолвном монологе, полностью подвержены опасностям внешнего мира - как ходить по этой невидимой проволоке, отделяющей свет от тьмы, видимое от невидимого, зачастую вертикально вниз, до самой сути вещей. «Человеческая жизнь странная гонка: цель не в конце пути, а где-то посередине, и ты бежишь, бежишь, может быть, давно уже мимо пробежал, да сам того не знаешь, не заметил, когда это произошло. Так никогда и не узнаешь. Поэтому бежишь дальше» (М. Павич). Вдохновение художников питается личным опытом. Есть вещи, которые даже не имеют имен. В каждой из своих картин, Радован явно сочувствует всем этим безнадежно одиноким "прохожим". Бесконечные параллельные судьбы. Он сочувствует им и сознает свое одиночество и отчуждение. Таким образом, оставаясь при этом глубоко связанным с визуальным опытом реализма, художник стремится к непосредственному выражению духовной реальности. Художник способен, почти экспрессионистским жестом выделить, не внешнее, а внутреннюю составляющую жизни, обнажить психологические мотивы. При такой расстановке сил, времени и вечности, учитывая созвездия смыслов и жизни короткий срок, Город у Радована Йокича как египетские пирамиды - верные свидетели человека и важных аспектов его бытия.

Радован Йокич

Радован Йокич

Радован Йокич

Радован Йокич

Радован Йокич

Сербские художники - Здравко МандичСербский художник Здравко Мандич родился в 1935 году.
За плечами художника, кстати, одного из самых дорогих сербских художников, классическое академическое образование. Он выпускник и аспирант Академии изобразительных искусств в Белграде. Мандич является классическим художником, живущим и работающим в Зренянине, имеющим более 100 сольных и 500 групповых выставок в бывшей Югославии и за рубежом, получившим множество наград.
Стиль художника называют грустным минимализмом. Акварель и масло - вот краски художника для его пейзажей на реке с человеческими фигурами, исчезающими в мглистом тумане, который критики часто называют "туманом волшебника".
Туман, меланхолия, тихое место - темы Здравко Мандича. Его пейзажи на реке с человеческими фигурами, исчезающими в мглистом тумане, передают знакомое всем настроение, когда, закутавшись в шерстяное пальто, можно часами бродить по пустому песчаному пляжу, всматриваться в светло-серый туман и думать «ни о чем». Художник знает, что тайна нашего мира неисчерпаема.
Его пейзаж эволюционировал от конкретного пейзажа Воеводины, превратился в "атмосферу" и стал символом жизни. Как ни парадоксально, но, пожалуй, он нашел единственно правильный путь для доступа к изображению внутреннего мира человека живущего в Воеводине.
Его картины атмосферны, метафизичны и снисходительно грустны.
Складывается впечатление, что все его работы лишь признание фатальной неспособности человека познать себя.
Глубокая тайна черной желчи, меланхолии, предчувствия и интуиции, вызывают духов от Дюрера до Кирико, философов от Бертона до Шопенгауэра.
Художник, иконографически простой, но чувствительный.
Отказавшись от обычного гиперреализма и реализма, Мандич решительно сократил свои отношения с миром, минимализировав визуальные элементы.
Его стратегия - отступление от шума. Мир - как шум и ярость современного искусства. Он же выбрал зачарованность в тишину, покой, сновидение, процесс изображения отражения домов, вербы в воде, обыденность повседневной сельской среды и жизни ее обитателей.
Художник ставит вопросы. О жизни фермеров и рыбаков в обыденном мире, потерянных в пространстве и времени, о сербах в их перемещении по миру, их миграциях. Заставляет стать просто свидетелями драматического существования человека в этом мире и заставляет думать.
Мандич, обращаясь к теме Одиночества, мир отождествляет с пейзажем. Изображает одиночество человека в космосе. Такая способность доступна лишь части философов и художников, тех, кто имеет привилегию проникнуть в душу человека.
Вечный туман. Такой вот итог семидесяти лет жизни. Напоследок - только вопросы.
"Вы, люди, не умеете измерять свои дни. Вы мерите только их длину и говорите, что день длится двадцать четыре часа. А дни ваши иногда имеют и глубину, причем большую, чем длина, и глубина эта может достигать месяца или даже года вашей длины дней. Поэтому вы не можете окинуть взглядом свою жизнь. Не говоря уже о смерти.."( М. Павич)

Здравко Мандич

Здравко Мандич

Здравко Мандич

Здравко Мандич

С благородным упорством и талантом художники Владимир Дунич из Белграда, Радован
Йокич из Нового Сада и Здравко Мандич из Зренянина являются адвокатами серьезной фигуративной живописи в трудные времена, когда изобразительное искусство бездумно вытолкнули на обочину нашей культуры.

Светлана (kukuruza-a) Кузьмичева