Карта Балкан
Карта Балкан

Пт04192024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы От читателей Сербский железнодорожный ужас, или о том, почему сербы предпочитают автобусы

Сербский железнодорожный ужас, или о том, почему сербы предпочитают автобусы

Сербский поездИнтересный отчет о путешествии железными дорогами Сербии старого друга портала Сеница.ру Сергея Иванова, хорошо знакомого всем нашим давним читателям.


Расскажу я вам, ребята, интересную-интересную историю.

Весною с моей прекраснейшей и любимейшей супругой мы гостили в Сербии, и как вы знаете, вернулся я в сильно приподнятом настроении. Не только потому что я старый добрый сербофил, но по многим другим причинам.

Нам сплошь и рядом попадались хорошие люди, нам очень повезло с друзьями, которые нас там ждали, нам очень понравилась страна. Но вот что нам точно не понравилось – это железная дорога Сербии.

В принципе, сами виноваты, нас-то предупреждали: берите автобус, берите такси, берите что угодно, но поездами ехать – самое распоследнее дело. Причем, сами сербы. Но кто ж знал-то =)

Маршрут наш пролегал из Белграда в город Прокупле с пересадкой в городе Ниш.

Берем билеты на утренний экспресс до Ниша. Выходим на вокзал, ждем. Подают “Экспресс”. 2 убитых вагона и локомотив. Челюсть собираем с асфальта.

Сербские железные дороги

Ну, что.. поехали?

Часть I. “До Ниша, и второй повод уронить челюсть”

Сергей ИвановВот это международный экспресс, это я понимаю!

Заходим с супругой, находим места, располагаемся. Уже в Белграде не оказалось свободных мест для пассажиров.

Нет, покупали все билеты одинаково за одну и ту же цену. Но тут уж кто успел, тот и съел – остальные стоя. Поезд Белград-Скопье тронулся полностью забитый. Время от времени экспресс останавливался, и подбирал других пассажиров на положенных остановках. Все они стояли в коридоре, все равны: бабка-цыганка, какие-то дети-скауты с рюкзаками, тётка с баулами, англоговорящие туристы, студенты из Белграда, едущие на выходные домой.

Роль кондишника исполняло окно, оно же и развлекательный центр. Рядом девушки читают журнал, потом одна у другой просит почитать свой. Обмен, стало быть. Еще группа парней-студентов сидят по очереди. Посидел, отдохнул, дал товарищу. Мне это понравилось.

Но радость была только до того момента, как захочешь в туалет. Дойти до него просто не представлялось возможным. Тётки просто не пускали. Не сказать бы, что совсем не пускали, но всячески говорили, что вам туда не пройти. К слову, это и вправду так – все завалено баулами было, а люди стояли даже в тамбуре между вагонами. Однако, настойчивость проявить можно, проверено.

Так вот мы ехали до Ниша. В этом городе пошли перекусить, в кафешке понравилось. И, значит, пришла очередь пересаживаться на поезд в Прокупле.

Какое же было наше удивление, когда мы увидели футуристичного вида поезд, весь блестящий, как НЛО, сверкающий бликами солнца. Он подъезжал неспешно, совсем негромко. Челюсти надо было поднимать с земли еще раз.

Это было совершенно за гранью: из столицы пускать что-то такое чуть ли не на паровой тяге, а в провинции катается вот такое чудо. Какое же было наше удивление, когда, зайдя в поезд, мы увидели…

Сербские железные дороги, новый поезд

Родной метровагонмаш. Оказывается, мы для Сербии поезда делаем. Называется серия ДП-С. Вона, сербы как радуются

Я же никак не мог понять – отчего у нас даже в Москве часто развалюхи ездят, а тут – такое.

Сербские железные дороги, русские поезда в Сербии

Сербские железные дороги

Даже место под велик есть …

Сербские железные дороги

И вот этот поезд… ехал, как у нас электричка. Со всеми остановками.

Прикиньте: кондишник, музыка из динамиков, туалет как в самолете…. и тут остановка, заходит цыганская семья с кучей детей, шум-гам.. как-то контрастирует. В итоге мы с очень хорошим комфортом доехали до Прокупле, за что сербам и нам большое спасибо.

О Прокупле я расскажу в другой раз, а теперь давайте расскажу, какие подводные камни вас могут ждать. Поделюсь рассказом, как мы обратно чуть в другое государство не уехали.

Часть II. “Не стесняйтесь спрашивать ваш ли это поезд”

Обратно до Ниша, несмотря на классный поезд, мы ехали на такси. Было просто удобнее. В Нише мы снова отобедали, купили билет, и стали ждать своего поезда.

Сербские железные дороги

К назначенному времени подъехал поезд, мы сели в него под брань какой-то женщины, расположились и поехали. Через какое-то время я почувствовал сомнение. и спросил на ломанном сербском: “Ова е воз за Београд?”, на что мне сказали, что поезд едет в Скопье.

АААААААААААААААААААА. АААААААААААААААААААААА!

Предупреждали же, чем я слушал! Предупреждали же, что поезда могут ходить как хотят и когда хотят! В итоге, на наше время и на наш путь подали поезд, который шел в другую сторону.

Мы, конечно, повскакивали, и к радости тётки освободили места.

На ломанном сербском спросили как нам быть. И через какое-то время женщина средних лет объяснила нам, что на ближайшей станции, если повезет, должен быть поезд – он обратно едет в Ниш. Драматизма картинке прибавило то, что поезда у них стоят на перронах 1 минуту, и успеть на этот поезд – большая удача.

Так и есть. Подъезжаем – поезд стоит. Надо еще сказать, что открываются двери самими пассажирами. Открываешь, вываливается лестница, ты спускаешься. А у нас в добавок еще и дверь не работает. Наученные горьким опытом сербы моментально перебежали в соседний вагон, и оттуда уже стали выходить. Словом, мы успели. Секунда-в-секунду.

В новом поезде пришлось оплатить штраф, и уже спокойно ехать в Ниш. Наш проезд, понятное дело, мы упустили, осталось брать на следующий. К слову, последний. Следующий поезд – завтра. Этот, как электричка, до Белграда едет со всеми остановками.

Снова знакомая картинка. Локомотив, вагоны…

Сербские железные дороги

Вот он, наш вечерний экспресс…

Сербские железные дороги

Пока мы ехали, я фоткал пейзажи за окном – в этом была польза неторопливости локомотива. Кстати, пейзажи очень красивые

Сербские железные дороги

Где-то время-от-времени люди работали в полях. Представляете, горы, поля, и посреди этой природы – трактор

Панорама. Сербия

Проезжая поселки, можно было встретить вот такие картинки:

Сербские железные дороги

Обратно, кстати, не было уже такой душегубки. Народу меньше, проходы свободные. Мы – сидим. За окном – закаты и полустанки

Сербские железные дороги

Вечером – великолепные пейзажи! На смену вечеру пришла ночная темнота. А мы все еще в пути

Сербские железные дороги

Так мы доехали до ст. Новый Белград. Запомнилась она тем, что мы долго никуда не ехали, а потом бац – нам сзади прицепляют локомотив.

Как, ОПЯТЬ? Но нет. Нас повезли не в Скопье, а на вокзал. Просто так устроено движение.

Что я вам хочу сказать, товарищи…

В целом Сербия мне понравилась. Люди понравились. Еда и климат понравились. И даже наш новый поезд – понравился. Пассажиры в большинстве своем вежливые, некоторые даже заговорить с нами пытались.

Но железная дорога … Остальная железная дорога оставила впечатление, словно она досталась им от кого-то, и они не знают как с нею быть. Конечно, я не прав, не совсем прав. Я знаю, что при Югославии железная дорога процветала. Я даже видел мега-поезд Тито. Но сейчас ЖД Сербии совсем не в том состоянии. Впрочем, у нас тоже, сами знаете.

Дай Бог, все наладится. РЖД обещало реконструировать железные дороги Сербии. Дай-то Бог.

А пока к финалу я запощу еще одну картинку, которую я зафоткал у какой-то станции.

Сербские железные дороги

Фото: Сергей Иванов для Senica.ru.