Карта Балкан
Карта Балкан

Пт03292024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы История Гриф совершенно секретно – тайны подземных городов в Югославии

Гриф совершенно секретно – тайны подземных городов в Югославии

Подземный Белград, подземелья, тоннели, бункеры, Сербия, СФРЮ, история, Сеница.руКраткий экскурс в историю строительства и использования подземных оборонительных сооружений на территории Балканского полуострова.

На территории Сербии тайные помещения и ходы начали строить еще в средние века. Подземные тоннели связывали отдельные бастионы в Белградской крепости, вели внутрь городских стен из подземных пещер Ташмайдана. Их строили и расширяли кроме сербов турки, австрийцы и другие завоеватели в разные времена укреплявшие стены Белграда. Начиная с первой турецкой осады в 1440 году, а особенно после падения Смедерево и завоевания Сербии турками в 1459 году, белградская крепость становится главным препятствием для продвижения турецких полчищ на Центральную Европу. Белград держался почти 70 лет – с 1456 до 1521 года, когда турки наконец-то его захватили. Даже султан Мехмет Завоеватель, захвативший Константинополь и положивший конец Византийскому царству, возглавляя стотысячную армию в 1456 году оказался бессильным перед стенами небольшого (в те времена) Белграда. Развитие артиллерии способствовало дальнейшему строительству подземных помещений, ходов сообщений и хранилищ боеприпасов.

Австрийцы, захватив в войнах с турками нижнее течение Дуная между областями Бачки и Срема в начале 18-го века, начали строить мощнейшую крепость на берегу Дуная – Петроварадин (в переводе Каменный город). Длина ее подземных галерей и ходов сообщений составляет 12 километров. Защищенный мощными стенами Петроварадина начал развиваться на берегу Дуная, ныне второй по величине город в Сербии – Нови Сад.

Бункеры, доземные сооружения, тоннели, убежища, Сербия, Югославия, СФРЮ

В Королевстве Югославия готовились к грядущей мировой войне основательно – построены подземные объекты в Хан-Пиесак и Зворнике (современная Босния и Герцеговина), а также в горе Стражевица, недалеко от Белграда (теперь городской район Раковица). Во время Второй мировой войны немцы превратили пещеры Ташмайдана в подземный командный центр для Балкан, где располагался штаб командования „Юго-восток" Вермахта. Немцы расширили подземные пещеры и связали их сетью тоннелей превратив в настоящий подземный город с собственным энергоснабжением и телеграфно-телефонным центром. Гарнизон в две тысячи солдат мог продержатся 6 месяцев без связи с внешним миром! Отступая из Белграда, немцы заминировали входы в командный центр. Из семи существовавших входов, теперь действует лишь один – остальные завалены либо до сих пор заминированы. Во время холодной войны бывший командний центр приспособлен для использования как бомбоубежище Теперь городские власти намерены сделать из заброшенных тоннелей достопримечательность для туристов.

Бункеры, доземные сооружения, тоннели, убежища, Сербия, Югославия, СФРЮ

В новой социалистической Югославии строительство подземных объектов получило небывалый размах. Американцы, воспользовались стремлением Тито к самостоятельности от СССР и после разрыва их отношений в 1948 году, втянули Югославию в свою сферу влияния. Лишь недавно рассекречены документы о том, что США и Югославия в 1953 подписали секретное соглашение о военном сотрудничестве согласно которому, американцы будут поставлять современное оружие, а Тито взамен предоставит территорию страны для ведения боевых действий сил НАТО против стран Варшавского договора. Создав антисоветский Балканский пакт совместно с Грецией и Турцией, – Югославия фактически стала приобщенным членом НАТО. Готовясь к предстоящим боевым действиям и даже к возможной атомной войне, верховный главнокомандующий маршал Тито приказал построить 26 особо секретных объектов – подземных аэродромов, атомных убежищ, подземных гаваней для подводных лодок и настоящих подземных городов. Больше всего их построено в Сербии - 7, в Хорватии - 6, в Боснии и Герцеговине - 5, в Словении и Черногории по три, и всего два в Македонии. На их строительство потрачено 90 миллиардов долларов (!) – огромная сумма, в основном кредитов полученных от США.

Бункеры, доземные сооружения, тоннели, убежища, Сербия, Югославия, СФРЮ

В деле строительства подземных объектов Югославия получила бесценный опыт, который пользовался большим спросом. Некоторые страны – члены движения Неприсоединения, в котором Югославия занимала одну из ведущих позиций, заказывали у югославских строительных фирм постройку подобных объектов. Для Саддама Хуссейна, царя Эфиопии Хайле Селассие и полковника Каддафи югославские специалисты построили подземные командные центры. В Ираке и Ливии в начале 21-го века они показали себя неуязвимыми для бомбардировок из воздуха – их пришлось штурмовать группами спецназа.

По словам Првослава Давинича, министра обороны Сербии и Черногории в 2004-2006 гг. в тот период армия использовала 15 секретных и подземных объектов. Некоторые были просто подземными ангарами для самолетов, как на военном аэродроме Поникве, недалеко от Ужице. В Дединье, престижном районе Белграда, находится подземный командный центр „Караш" – настоящий подземный город, предназначенный для длительного пребывания большого числа военнослужащих в случае атомного нападения. Он занимает большую площадь в холме недалеко од резиденции президента и государственных вилл, но детали до сих пор находятся под грифом секретности. В мирное время его гарнизон составляет 30 человек, в основном охрана.

Бункеры, доземные сооружения, тоннели, убежища, Сербия, Югославия, СФРЮ

Один из крупнейших подземных объектов построен на острове Вис в Адриатическом море. Во время Второй мировой войны, в 1944 году на этом острове располагался главный штаб партизанского движения маршала Тито и основная база югославских военных кораблей. После войны остров был объявлен закрытым для гражданских лиц и в его недрах построены подземный командный центр Югославской армии и подземная база подводных лодок. Всего тут построено 37 военных объектов, включая известную пещеру Тито – где находился его штаб времен Второй мировой войны, подземный военный госпиталь, а также несколько тоннелей длиной 500 метров каждый, предназначенные для укрытия эсминцев и других боевых кораблей. Остров Вис являлся островом закрытого типа вплоть до 1992 года, когда были отменены ограничения. Тогда были открыты для посетителей и пещера Тито, и тоннель для кораблей. А остальные объекты на острове по прежнему недоступны для посетителей. Местные власти острова планируют некоторые из них превратить в гостиницы и апартаменты для туристов.

Бункеры, доземные сооружения, тоннели, убежища, Сербия, Югославия, СФРЮ

Петар Росич специально для Сеница.ру