Карта Балкан
Карта Балкан

Пт12152017

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы История «Родина-мать» у сербов и русских одна…

«Родина-мать» у сербов и русских одна…

Родина-мать«Родина-мать» у сербов и русских одна. Евгений Вучетич создал образ, необратимо врезавшийся в память целых народов, объединяющий сознания миллионов людей. Это не просто часть мемориального ансамбля, не только 8800 тонн железобетона. Это образ многовекового славянского менталитета; памятник героизму, самоотверженности и любви к Отечеству.

Мамаев курган – место, где в далеком 42-ом горела земля и вода. Тысячи солдат сложили свои головы в страшной переломной битве за Сталинград. Чтобы увековечить память героям, на месте сражения воздвигли мемориальный комплекс.

Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года, и несмотря на то, что, безусловно, требовал профессионального мастерства, стал всенародным. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич, к примеру, предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич в конкурсе участия не принимал.

"Когда дед уже сформировал и представил идею, убедил, что памятник надо ставить именно на Мамаевом кургане в Сталинграде, Академия художеств СССР решила устроить конкурс, — рассказывает агентству ТАСС Евгений Викторович, внук великого ваятеля. — Формально это правильно, а по сути — издевательство над скульптором". Однако с самого начала было ясно, что работу над мемориальным ансамблем, который должен был поразить весь мир, могли поручить только исключительному профессионалу, гению, каким являлся Вучетич.

Сербский скульптор не раз обещал поставить свою третью жену Веру Владимировну на пьедестал. Обещал и поставил! Именно она стала прообразом «Родины-матери». Скульптор действительно время от времени просил супругу исказить лицо зверским воинственным криком, после чего спешил это запечатлеть. 93-летняя вдова вспоминает: «Корпус «Родины-матери», тело ее Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе – была такая дискоболка, заслуженный мастер спорта. И ноги, и руки скульптуры – все это ее. Вучетич лепил ее в Москве».

Родина-мать

Грандиозная всесоюзная стройка началась в 1958 году и затянулась на долгие 9 лет. Монумент уже больше полувека стоит полностью за счет своего веса, чем и уникальна конструкция 85-метровой статуи. «Ее отливали прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет. Только голову «Родины-матери» поднимали наверх отдельно при помощи вертолета. А меч сделал по авиационной технологии», - поделился с корреспондентом российской газеты «Комсомольская правда» Александр Чернов, ведущий научный специалист «НИИЭС». Сегодня на тросах, натянутых внутри, закреплены датчики, которые помогают специалистам следить за состоянием всей конструкции.

У подножия валькирии ежегодно собираются сотни тысяч туристов со всего мира. По рассказам, впечатления остаются довольно неоднозначные. Кого-то охватывает чувство сопричастности к чему-то великому и лучезарному, кому-то становится непреодолимо тяжело – огромный массив, заслонивший бетоном небесную синь, давит сверху, гнетет. Есть и те, кому становится страшно ползать козявкой у ног изваяния: «Не мог выкинуть из головы мысль, что эта махина просто рухнет на всех нас».

Родина-мать

Какие бы противоречивые эмоции не вызывал памятник, умалять его значение в культуре – кощунство. И я глубоко не могу понять тех, кого смыло всеобъемлющим течением декоммунизации, - бесконечно выковыривающих грязь из-под ногтей. Вучетича только что не обвиняют в монументальной клевете, ссылаясь при этом на то, что «статуя стоит фасадом к Волге», а значит изображает собой мощь Германии, дошедшей до берега русской реки. Советскому скульптору никогда бы и в голову не пришло злостно переосмысливать героизм солдата, одержавшего Великую победу. Творчество Вучетича – ода храбрости и чести настолько, насколько ему позволяла эпоха. И тем не менее, по сей день смелые образы его скульптур, щекочущие нервы атмосферой полного погружения, будоражат сознание тех, кто отважится прикоснуться к национальному естеству.

Автор: Дарья Овчинникова для Сеница.ру
Фото: 1zoom.net / zastavki.com / defendingrussia.ru