Феномен сербского аэропорта-невидимки
- Подробности
- Опубликовано Вторник, 28 Май 2013
- Автор: Петар Росич
Город Крушевац находится в 200 километрах южнее Белграда. Во второй половине 14-го века он даже был столицей Сербии, и в нем находился дворец князя Лазаря Хребеляновича, павшего смертью храбрых при сражении с турками в знаменитой Косовской битве в 1389 году. Нынче в городе проживает около 60 тысяч человек и еще 130 тысяч на территории Расинского округа, чьим областным центром является Крушевац. Однако самой главной достопримечательностью этого, в общем-то, заурядного сербского города является аэропорт-невидимка.
В далеком уже 1995 году Сербия (в составе СР Югославии) находилась под эмбарго ООН как единственный виновник распада Социалистической Югославии. Тогда же было принято решение о постройке аэропорта в 6 километрах от центра города в районе Росулье. Место вроде выбрано походящее – всего лишь 4-5 дней в году его накрывает туман, высота 60 метров над городом, движение ветров также благоприятное. Решением городской мэрии в феврале 1995 учреждено городское предприятие „Аэропорт Росулье", назначен директор. Спустя 4 года прошли бомбардировки Сербии со стороны сил НАТО. Тогда американцы бомбили все военные и смешанные аэропорты в Сербии и Черногории, но „Росулье" не тронули. Не потому что он гражданский, а потому что „невидимка". Не только для НАТО, но и для самих жителей Сербии.
Прошло уже 18 лет, а строительство аэропорта так и стоит на месте. Он, правда, был зачислен в реестр предприятий при Торговой палате Республики Сербии, получил свой домен (www.jp-aerodromrosulje.co.rs) и электронную почту, но кроме этого ничего не изменилось. Земля площадью 40 гектаров, предназначенная для постройки аэропорта, так и не была выкуплена у владельцев. Но, тем не менее, аэропорт „Росулье" все эти годы находится на балансе городского бюджета, персонал из двух человек (директор и бухгалтер) исправно получал зарплату, а место директора стало одним из самых желанных для местных функционеров. Понятно почему – зарплата хорошая, работа не трудная, а зато как престижно звучит – директор аэропорта! Неважно, что аэропорт -- „невидимка". В прошлом году директор получил 1, 653 тысячи динаров, т. е. 1250 евро ежемесячно. В стране, где средняя зарплата составляет немного больше 300 евро – это весьма солидная сумма.
На основании решения правительства Сербии утвержден план строительства аэропорта на государственном уровне, а сам аэропорт включен в регуляционный план Республики Сербии. Получено также согласие Министерства инфраструктуры на регуляционный план. Основной деятельностью аэропорта, согласно учредительному акту, будет обслуживание транспортных, пассажирских и спортивных самолетов, а также пересылка грузов воздушным путем. Строительство аэропорта повлияет также на работу аэроклуба „Михаил Живич". Дело в том, что аэродром „Комшийско полье", который сейчас использует аэроклуб, не является безопасным для полетов – в непосредственной близости от взлётно-посадочных полос построено в неплановом порядке множество домов, которые своей высотой угрожают самолетам при взлете и посадке. Данный аэродром построен почти сто лет назад, в 1925 году, когда король Александр Карагеоргиевич подарил этот участок крушевацкому аэроклубу. Одной из основных обязанностей аэроклуба „Михаил Живич" является обработка лесов средствами против короедов и других вредных для дерева насекомых. Введение в строй аэропорта- невидимки также облегчит работу командам для тушения летних лесных пожаров, а также службам МЧС МВД Сербии. Новый аэропорт сразу бы смог возместить часть денег потраченных на его строительство – в таком случае освободилась бы площадь размером в 50 гектаров в центральной городской зоне, которую ныне занимает аэродром „Комшийско полье". Стоимость освобожденного участка оценивается в 25 миллионов евро, считает мэр Крушеваца Братислав Гашич. В прошлом году дело наконец-то сдвинулось с места – у владельцев была выкуплена земля, предназначенная для аэропорта за 8,5 миллионов евро.
В 2013 году запланировано построить дорогу длиной 340 метров, ведущую к аэропорту (стоимость 6 миллионов динаров), подготовка к строительству объезда вокруг аэропорта (стоимость 2,7 миллиона динаров), а также оформление документов для получения разрешения на строительство (стоимость 500 тысяч динаров). Если работы и дальше будут проходить по плану, то „аэропорт Росулье" через несколько лет, наконец-то, превратится из аэропорта-невидимки в настоящий аэропорт.
Петар Росич