Карта Балкан
Карта Балкан

Ср12042024

Вы здесь: Сербия / Сеница Сербия Материалы Общество В Сербии женщины делают новости, но сами в них не попадают

В Сербии женщины делают новости, но сами в них не попадают

Сербия, женщины, женщины в СМИ, сербские женщины, работа, медиа, Сеница.руИсследование, проводимое в рамках проекта «Глобальный медиа мониторинг» показало, что женщины в Сербии появляются в качестве «субъектов» СМИ только в двадцати процентах случаев, что в четыре раза меньше, чем у мужской части населения.

В то время как в Сербии, более чем 90 процентов новостей на радио, телевидении и в прессе, создают женщины, они являются «субъектами» новостей только в 20 процентах случаев – показывают результаты опроса «Кто делает новости», проведенного в рамках проекта «Глобальный медиа мониторинг».

Помимо того, что это в почти четыре раза меньше, чем у мужчин, женщины, как правило, представлены в средствах массовой информации стереотипно и в очень ограниченном количестве социальных ролей; представительницы слабого пола преобладают в тривиальных новостях из области развлечений и шоу-бизнеса. Это же исследование также показало, что только 8 процентов тем из историй в СМИ посвящены женщинам, и 3 процента вопросу гендерного равенства.

В политических новостях, женщины присутствуют в 14 процентах случаев, а в области развлечений, искусства, медиа и спорта они занимают 44 процента. Женщины почти невидимы для средств массовой информации в качестве ученых, экспертов и профессоров, а в роли менеджеров или предпринимателей появляются только в 4 процентах медиа-контента, в соответствии с результатами этого опроса, который производится раз в пять лет.

Сербия, женщины, СМИ, сербские женщины, Сеница.ру

– Речь идет об одном дне мониторинга, который охватывает 18 СМИ и 258 текстов, а опрос был проведен в рамках проекта о положении женщин в средствах массовой информации и за ним стоит команда факультета политологии, – сказала доктор Снежана Миливоевич, профессор факультета политических наук, которая руководила этим исследованием.

Она отметила, что медиа-индустрия стремительно феминизируется – 90 процентов студентов факультетов журналистики – женщины, и участие женщин в сербских СМИ в 2015 году составляет 58 процентов. В мире же среднее число – 37 процентов, сказала профессор Миливоевич, добавив, что женщины составляют 80 процентов ведущих новостей на сербском телевидении.

Исследование Регулирующего органа в электронных медиа (РЭМ), которое проводилось на центральном сербском телеканале РТС показало, что в 90,3% программ общественного телевидения работают женщины – в основном, они ведущие и репортеры.

Сербия, женщины, СМИ, сербские женщины, Сеница.ру

– Только 9,7 процента новостей на первом канале создается мужчинами, большинство женщин работают в утренних программах, – говорит Гордана Суша, журналист и член совета РЭМ.

– К сожалению, – добавила она: ни одна женщина никогда не была ни директором Радио Белграда, ни главным и ответственным редактором Радио Белграда, ни директором центрального сербского телеканала РТС.

За 57-летнию историю Радио и телевидения Сербии лишь три женщины были редакторами новостных программ.

Министр строительства, транспорта и развития инфраструктуры Зорана Михайлович заметила, что вопрос гендерного равенства для большинства средств массовой информации – стал синонимом насилия по отношению к женщинам или экономической независимости женщины, добавив, что недостаточно просто говорить о том, каково положение женщин в общественной жизни. Она также отметила, что некоторые женщины-журналисты спрашивают у нее то, что никогда бы не спросили мужчины.

– Я почти каждый день слышу такие вопросы, как: какой цвет у ваших чулок, сделали ли вы татуаж бровей, когда вы выйдете замуж, будете ли вы рожать еще одного ребенка, а в последнее раз журналистка спросила меня: собираюсь ли я сниматься обнаженной для одной ежедневной газеты, – заявила вице-премьер Сербии.

Уполномоченный по вопросам защиты равноправия Бранкица Янкович оценила, что образ женщины в средствах массовой информации зачастую стереотипен, полон дискриминации и часто носит сексистский характер. Она отметила, что женщины появляются только на каждом пятом фото в «серьезных» разделах газет – таких, как политика, экономика и общество.

– Даже когда средства массовой информации дают интервью с женщиной-политиком, то, в основном, текст иллюстрируется фотографиями из ее частной жизни, – заметила уполномоченный по вопросам защиты равноправия.

– Даже телевизионные рекламные ролики предлагают образ не реальной, а идеальной женщины, над которым работает вся индустрия красоты, в результате чего происходит разрушительное воздействие на женское самоуважение, – заключила Янкович.

Перевод Елены Натыкиной специально для Senica.ru

Фото: Политика / realmt.org