Карта Балкан

Чт04252024

Вы здесь: Сербия / Сеница Редакция Помоги делом Приезд в Россию косовских школьников

Приезд в Россию косовских школьников

Сербия, Косово, поездка в Россию, Помоги деломС 17 по 26 сентября в России уже в шестой раз гостили косовские школьники в рамках поездки, ежегодно организуемой проектом «Помоги делом» при сайте Сеница.ру.

На этот раз группа в основном состояла из ребят с юга Косово – из Ораховца и Великой Хочи.

Неожиданно для нас, пять девочек из Великой Хочи приехали уже второй раз. Четыре года назад они приезжали в составе хора «Метохийские жубори». Вообще-то это нарушает наши правила. Мы не так часто устраиваем подобные поездки и можем охватить лишь малую часть косовских детей, так что обычно просим, чтобы приезжали те, кто не имеет другой возможности куда-то выехать. Но обстоятельства сложились таким образом, что у ряда детей не получилось вовремя сделать паспорта, и поехали те, у кого они были. Безусловно, в следующий раз мы обратим на это особое внимание, а тут нас просто поставили перед фактом, окончательный список появился в последний момент.

Кроме того, руководитель группы Йована Бальошевич знала, что мы будем рады, если ребята смогут выступить с концертом, а кто может сделать это лучше, чем ученицы Гаврило Куюнджича? И действительно, девочки не раз радовали российских зрителей своим пением! Помимо восьми девочек в группе было четыре мальчика, возраст от 12 до 17 лет.

Сербия, Косово, поездка в Россию, Помоги делом

Первые дни косовские гости провели в Москве. Мы опять поселили их в паломнической гостинице Донского монастыря, где дежурные администраторы поразили своим радушием и готовностью всячески помогать. В первый вечер мы просто сидели и общались, сил на прогулки не было, ребята пробыли в дороге почти сутки (выехали из Косово практически ночью, чтобы успеть на самолет) и устали от долгого пути. Благодаря Маше Чесноковой у нас был прекрасный ужин, так что можно было ни о чем не беспокоиться. Комнаты мальчиков и девочек были рядом, все очень удобно.

Утром следующего дня состоялась автобусная экскурсия по городу, которую проводила молодая москвичка Александра Вириевич, свободно владеющая сербским. Конечно же, она работала бесплатно, за что ей огромное спасибо! Нам повезло, что не было дождя, и мы спокойно смогли увидеть Москву со смотровой площадки, побывать в Новодевичьем монастыре, на Поклонной горе, в центре. Утомленные обилием впечатлений, заехали пообедать, а потом отец Игнатий Шестаков, не раз сам побывавший в Косово, в том числе и в Ораховце, принимал нас в Сретенском монастыре. Нам показали святыни храма, прекрасные помещения Академии, но наибольшее впечатление на ребят произвело общение с самим батюшкой, который не понаслышке знал их проблемы.

После Сретенского монастыря мы пошли в центр. Поднялись на смотровую площадку Детского мира, пришли на Красную площадь, все посмотрели, пофотографировали. К нам присоединились сербские студенты с Милой Раденович и Олег. Ребята, не привыкшие много ходить, быстро уставали, так что какое-то время мы посидели в кафе в ГУМе. Уходили уже в темноте, поэтому смогли полюбоваться подсветкой Красной площади и прилегающих улиц.

На следующий день гости осмотрели Кремль, а экскурсию на сербском вела (тоже, как всегда, бесплатно) Марина Филиппова. Ребята слушали с большим интересом, что бывает далеко не всегда. Воспринимать новую информацию вообще непросто, но эта группа проявляла искренний интерес ко всему, что им показывали, несмотря на юный возраст некоторых.

Во второй половине дня мы поехали на ВДНХ и попали в Москвариум – прекрасный новый океанариум. В Сербии, насколько я знаю, океанариумов вообще нет, так что дети тоже получили большое удовольствие. Даже прогулка под накрапывающим дождиком не испортила им настроения.

Сербия, Косово, поездка в Россию, Помоги делом

На следующий день мы побывали в Третьяковской галерее – опять незабываемые впечатления! И опять все слушали экскурсию с интересом, хотя и присаживались при любом удобном случае.

По традиции зашли в Фонд единства православных народов, где группу принял президент фонда Валерий Алексеев. Там же детей, как всегда, покормили, вручили подарки. Потом успели побывать в Храме Христа Спасителя и поспешили в Донской монастырь, чтобы взять вещи и ехать в Переславль-Залесский.

Как и в прошлые годы, мы ночевали в Переславле три ночи. В гостинице «Переславль» нам опять предоставили номера люкс и опять бесплатно! Словно добрая фея, нас уже в который раз встречала Нина Александровна Клекова, организовавшая для нас размещение, питание, экскурсии и многое другое! Обедали и ужинали мы в разных местах (бесплатно), и, как правило, после еды девочки в знак благодарности пели пару сербских песен для работников кафе и других присутствующих. Слушателям это всегда очень нравилось.

Сербия, Косово, поездка в Россию, Помоги делом

Два полных дня пробыли мы в этом городе, замечательном своей историей, разнообразными музеями, красивейшими монастырями, а главное – гостеприимством своих жителей! Встреча в мэрии, где нас принимала заместитель мэра, прогулки по городу с учениками местной гимназии, музеи Александра Невского, утюга, хитрости и смекалки, «Ботик Петра», Плещеево озеро, Никитский, Никольский и Федоровский монастыри – этим программа далеко не исчерпывалась. Очень запомнилось ребятам посещение кадетского корпуса с его музеем и классами, где им демонстрировали в том числе и элементы боевой подготовки. Но особенно интересно прошла встреча в переславской гимназии, где для гостей приготовили концерт с большим количеством шуточных номеров, а потом усадили за стол с самоваром и вкуснейшими пирогами собственного приготовления. Конечно, гости тоже с удовольствием выступили со своими песнями, но важнее всего для них были общение и теплая атмосфера. Языковой барьер оказался легко преодолимым, расставаться в конце вечера не хотелось!

Но время пролетело быстро, и вот уже мы едем в Сергиев Посад. В гостинице «Вознесенская» нам опять разрешили оставить вещи, чтобы мы смогли спокойно осмотреть Лавру. Экскурсию проводила Елена Кузнецова, которая нас часто выручает таким образом, большое ей спасибо! Осмотрев Лавру, приложившись к мощам, купив что-то в церковной лавке, дети пообедали в трапезной при гостинице, после чего за нами приехал микроавтобус, чтобы везти нас обратно. Впрочем, наш путь лежал не в Москву, а в Долгопрудный.

Почему именно туда? Дело в том, что мэрия этого небольшого, но гостеприимного города, оплатила нашей группе трехдневное пребывание в гостинице «Дом ученых». Организовала это Мария Козлова, которая уже несколько лет ведет активную работу с Сербией и сербами. Именно благодаря ей наши группы уже который год приезжают в Долгопрудный. Правда, раньше наши визиты были однодневными, теперь же мы наоборот, днем ездили в Москву, а вечерами возвращались в гостиницу. Честно говоря, это дало очень большую экономию и позволило легче уложиться в имеющуюся сумму.

Ребят расселили по 2 и 4-х местным номерам, там же был ресторан с хорошим питанием. Они быстро освоились и были вполне довольны. С транспортом (микроавтобусом) нам очередной раз помог житель Долгопрудного Олег Февралев – и опять безвозмездно! А ведь возил нас три дня, отложив все свои дела! Я честно пыталась настоять, чтобы оплатить хоть часть этих поездок, но Олег – человек решительный, и переубедить его трудно.

Сербия, Косово, поездка в Россию, Помоги делом

В результате и программа в Долгопрудном стала еще разнообразнее. Конечно, мы опять побывали в Детской театральной школе «СемьЯ», где гости участвовали в веселых народных танцах и играх. Такое активное общение всегда доставляет сербам огромное удовольствие! Потом перешли в зрительный зал, где девочки выступили с песнями, а мальчики читали стихи Милана Ракича. В зрительном зале были и сербы – известный доброволец Деян Берич и его друзья, которые тоже участвуют, где могут, в укреплении контактов русских и сербов. Полдня пролетели быстро! Потом была экскурсия по городу, обед. Удивительно ярким моментом стало посещение клуба для особых детей и катание с байкерами. «Ночные волки» часто бывают в этом клубе, катают больных детишек, доставляя им много радости. Теперь же они катали вокруг квартала наших сербских друзей, причем каждого по несколько раз. Восторг сербов надо было видеть!

Вечером мы уже ехали в Москву, где в ДК «Москвич» проходил концерт с участием одного из лучших сербских ансамблей «Завичай». Там мы встретили и посла Сербии Славенко Терзича с супругой, они познакомились с нашей группой и очень тепло пообщались.

В воскресенье у нас был особый день. Дети должны были выступать в Фонде славянской письменности и культуры с концертом. Руководители фонда пошли нам навстречу, и хотя на вечер зал был уже занят, нам предложили провести концерт в 15:00, что мы и сделали.

Народу собралось довольно много, почти в полном составе пришло посольство Сербии. Был показан небольшой фильм о Косово, подготовленный Йованой Бальошевич, прозвучало выступление г-на Терзича, который является специалистом в данной теме и автором книг по истории Косово.

После этого девочки пели песни, как народные, так и современные, покорив слушателей выразительностью и высоким уровнем своего исполнения. Мальчики читали стихи. Зрители прекрасно принимали их выступление и не хотели расходиться, но надо было освобождать зал. Мы переместились на другой этаж, где еще посидели, попили чаю с тортом, пообщались с русскими друзьями. Дети отдохнули, оживились, спели еще несколько песен. После этого Олег отвез их в Долгопрудный, где пора было собирать вещи, завтра они должны были уезжать.

Впрочем, вылет был вечером, и они еще многое успели в последний день. В первой половине дня нас ожидал прием в сербском посольстве, где ребят окружили вниманием, угощали специально испеченными сербскими пирогами. Посол г-н Терзич уделил им довольно много времени, показывая посольство и беседуя о жизни на Косово. Думаю, эта встреча останется в их памяти надолго!

Сербия, Косово, поездка в Россию, Помоги делом

Потом группа поехала в мэрию Долгопрудного, где смогла лично высказать благодарность главе города за гостеприимство!

Через пару часов сербские ребята уже были в аэропорту.

Вот и закончилось их путешествие, такое разнообразное и полное впечатлений! Сербы, побывавшие у нас в прошлые годы, говорили мне, что эта поездка изменила их жизнь. То же сказали и дети из Ораховца. Вообще группа подобралась отличная, дети милые и воспитанные, вели себя прекрасно! Конечно, во многом в этом была заслуга Йованы, которая работает учительницей в школах Ораховца и Великой Хочи и прекрасно умеет управляться с детьми. Видно, что она их любит, ну и дети платят ей тем же.

Интересно, что ребята с интересом воспринимали всё новое, любовались красотами архитектуры, искусства, природы, но самое большое впечатление произвело на них гостеприимство и радушие, с которым их встречали на русской земле! Такого они не ожидали, несмотря на все разговоры о взаимной дружбе. Одно дело слышать, другое – самим лично убедиться!

Я бесконечно благодарна всем, кто помогал наилучшим образом принять группу, кто проводил им экскурсии, договаривался о бесплатном проживании и питании, бесплатно возил на автобусе, угощал сладостями и домашними пирогами, пел с ними песни, общался – в общем, дарил детям частичку своего тепла. Надеюсь, что напитавшись этим теплом и ощутив такую поддержку, они будут еще более стойко переносить свои трудности. Впрочем, в смысле стойкости нам действительно есть чему поучиться у косовских детей!

Еще я хотела поблагодарить Наталью Коцев из Белграда, руководителя сербского отделения Фонда единства православных народов, которая неизменно берет на себя значительную часть хлопот по подготовке поездки, а здесь постоянно находится с детьми, помогая им приспособиться к нашим реалиям. Ещё она наша постоянная переводчица. Впрочем, её вклад словами не опишешь, я вообще не представляю, как справлялась бы без неё!

Я очень благодарна всем, кто присылал нам финансовые средства, благодаря чему мы чувствовали себя увереннее и не должны были отказываться от каких-то пунктов программы ради экономии.

В этот раз подключились и сербы. Драган Тодорович, член правления сербского отделения Фонда единства православных народов, оплатил группе транспорт от Косовской Митровицы до аэропорта и обратно. Стеван Вулович, председатель общины Зубин-Поток (Северное Косово) предоставил бесплатный ночлег перед выездом в Белград (Ораховац находится на юге Косово, так что дорогу пришлось разбить на два этапа, чтобы не ехать ночью, что небезопасно).

И все-таки все наши усилия были бы бесполезны, если бы не огромный вклад одного человека. Финансирование поездки, как и в прошлые годы, практически полностью взял на себя московский бизнесмен Небойша Янкович. У меня даже слов нет, чтобы выразить свою благодарность! Поклон ему до земли!

Вот так, общими усилиями, мы смогли сделать поездку ребят, живущих в действительно трудных условиях, насыщенной впечатлениями, по-настоящему радостной и запоминающейся. Огромное всем спасибо!